Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:08, реферат
Объект политической социологии не отличается от объекта социологии в целом, который трактуется как гражданское общество. Однако в социологической литературе на этот счет имеются различные точки зрения. Многие авторы не видят разницы между объектом и предметом социологической науки. При этом социология отождествляется нередко с социальной философией, когда ее объектом является общество, закономерности и тенденции его развития. Между тем необходимо было найти ту сторону общественной жизни, которая была бы прерогативой политической социологии. Ведь общество является объектом изучения всех социальных и гуманитарных наук.
Введение
Объект политической социологии
Предмет политической социологии
Основные понятия политической социологии
Структура политической социологии
Основные теории политической социологии
Современные проблемы политической социологии
Заключение
Список используемой литературы
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра социологии
Контрольная работа
по социологии на тему:
«Политическая социология»
Выполнила
студентка группы бк-200
Крюкова Анна Александровна
Проверил
Федосеев Евгений Юрьевич
Волгоград
2010
Содержание
Термин «политическая социология» содержит в себе слияние двух отдельных наук. В каком же соотношении политическая социология находится с политическими науками, с одной стороны, и с социологией — с другой?
Что касается первого аспекта — соотношения с политологией, политическими науками, то объектом исследований последних является политическая жизнь во всех ее проявлениях — от сущности и природы власти до конкретных форм ее проявления и институционального воплощения. Политическая социология выражает существенные аспекты изучения власти, которые оказались вне поля зрения других политических наук, а именно анализ политических процессов с позиций их восприятия и отражения в сознании и поведении людей.
Другой аспект этой проблемы состоит в необходимости более обстоятельно разобраться с получившим определенное распространение термином — социология политики. Он обозначает область науки, изучающей взаимосвязь политической сферы и ее институтов с другими общественными институтами, а также политическую структуру общества, общественно-политические установки и ориентации индивидов и групп, место партий в системе власти и т.д. Но при формулировке «социология политики» политика для исследователя выступает как что-то внешне от него отдельное, обособленное, во что он не включен и является лишь сторонним наблюдателем. Когда же мы употребляем понятие «политическая социология», то здесь чрезвычайно важна позиция человека как личности, как члена социальной группы или социальной организации, но не по всем проблемам, а только по тем, что касаются его взаимоотношений с властью, оценок действий властных структур, отношения к тем или иным политическим акциям. Иначе говоря, политическая социология сосредоточивает внимание только на проблемах политики в узком смысле этого слова через восприятие людей ее состояния, тенденций и проблем развития, а также через их участие в политической жизни.
Объект политической социологии не отличается от объекта социологии в целом, который трактуется как гражданское общество. Однако в социологической литературе на этот счет имеются различные точки зрения. Многие авторы не видят разницы между объектом и предметом социологической науки. При этом социология отождествляется нередко с социальной философией, когда ее объектом является общество, закономерности и тенденции его развития. Между тем необходимо было найти ту сторону общественной жизни, которая была бы прерогативой политической социологии. Ведь общество является объектом изучения всех социальных и гуманитарных наук.
Что же в таком случае может быть объектом политической социологии? Какая грань общества изучается с помощью ее методологии и методики?
Такой объект — гражданское общество, суть которого, по Гегелю, состоит в том, чтобы интересы государства и интересы личности признать равнозначными, однопорядковыми.
Гражданское общество возникло как оппонент государству, породив многочисленные образования (партии, общественные организации, добровольные объединения, ситуативные или постоянные гражданские инициативы и т.д.), которые оспаривают, подвергают сомнению и выдвигают альтернативные способы решения государственных проблем.
Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами.
3. Предмет политической социологии.
Предметом политической социологии выступает политическое сознание и поведение личности как субъекта политической жизни. Являясь элементом группы, слоя или этнической общности, личность в то же время представляет собой самостоятельный феномен, который в зависимости от конкретных обстоятельств включается в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политической свободы данного общества. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что каждый человек в современном обществе — субъект политических отношений. Любое отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьезными последствиями.
Особо следует сказать о влиянии людей на локальном уровне, в условиях функционирования местного самоуправления. Именно на этом уровне возможно наиболее эффективное согласование интересов, установок и настроений людей и органов власти. Ведь большинству людей часто нет дела до того, что происходит на вершинах власти — на федеральном и региональном уровнях, они в лучшем случае могут иметь об этом некое отрывочное субъективное мнение. Вместе с тем люди вправе претендовать (и они претендуют) на участие в том, что происходит вокруг них там, где они работают и живут. Более того, можно утверждать, что до тех пор, пока на местном уровне не утвердится реальное участие людей в решении актуальных вопросов жизни, их влияние на более высокие уровни власти останется пустым звуком. Важность именно такого подхода — при учете политического сознания и поведения людей — тем более значима, что политическая социология вправе претендовать на роль обратной связи при взаимодействии политических структур и населения.
Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведение людей, воплощающиеся в деятельности государственных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.
Предмет политической социологии характеризуется системой ее понятий (мысленных конструкций, выражающих существенные признаки политических явлений в их взаимной связи). Анализ этой системы нужно начинать с понятия «политика». Согласно М. Веберу, политика означает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти», политика связана с действиями людей в сфере власти.
Понятие власти — одно из наиболее общих не только социологии но и социальной философии. В политической социологии оно занимает центральное место. Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р. Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными. Власть над людьми не является врожденным свойством особого типа людей, она создается социальными ситуациями.
В случае монополизации власти в руках одного человека или группы людей власть превращается в господство. Последнее означает такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться. Господство — это такое отношение, для которого характерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязывание своей воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных институтов, с помощью которой осуществляется легитимное насилие, называется государством. Государство, пишет М. Вебер, — это «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие». Государство представляет собой совокупность институтов власти.
Во всех исторически существовавших с начала периода цивилизации и существующих в настоящее время обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинством, которое называют правящей элитой. Это господствующее меньшинство не является однородным — оно разделено на слои, которые ведут постоянную борьбу друг с другом за контроль над государственной администрацией (бюрократией), непосредственно осуществляющей функцию легитимного насилия. Эта группа людей обеспечивает господство элиты над населением. В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать влияние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему называют гражданским обществом. Государство (совокупность институтов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической системы — механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания, использования и изменения таких механизмов, составляющий содержание социального действия в сфере власти, можно назвать политической жизнью. Отдельные люди и группы людей могут лишь активно или пассивно участвовать в ней (или не участвовать совсем).
Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В современных обществах существуют многочисленные (институциализированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим этого взаимодействия, обеспечивающий контроль созданных населением структур гражданского общества над административным аппаратом государства, называется демократией (народовластием). В современном обществе существуют два типа демократии: представительная и демократия участия. Альтернативный демократии режим, обеспечивающий контроль административного аппарата государства над структурами гражданского общества, можно назвать автократией (самовластием). В настоящее время автократия существует в формах авторитаризма (в республиках) и деспотизма (в монархиях). Способ участия людей в политической жизни называется политической культурой. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти.
5. Структура политической социологии.
Положение о том, что в основе содержательных направлений политической социологии лежит вопрос об отношении людей к власти, наиболее полно отражает нацеленность социологических исследований, посвященных политической жизни общества. Именно проблема властных отношений, их осознание людьми как личностями, а также социальными группами, слоями, классами, общественными объединениями и организациями и составляет основу политической социологии.
Если сущность политической жизни составляет вопрос о власти и ее использовании, то с точки зрения социологии представляет интерес, место человека, во-первых, в деятельности государства, его учреждений и организаций, во-вторых, в жизни политических организаций и партий, в-третьих, в деятельности общественных и добровольных объединений и движений, частично выполняющих политические функции. Кроме того, политическая социология исследует деятельность и степень вовлеченности в политику национальных групп и этнических объединений. И наконец, в этой связи следует рассмотреть такие инструменты власти, как армия и силы поддержания общественного порядка и гражданского спокойствия. Социология власти предполагает анализ политических действий такой значимой общественной силы, как молодежь, влияние которой на политические процессы стало нередко решающим в системе властных отношений.
Анализ социологических проблем власти немыслим без представлений о роли и месте человека в мировой политике, о степени его влияния на глобальные процессы. Анализ властных отношений был бы неполным без изучения и исследования оценок населением многообразных аспектов международной политики, а также внешнеполитических актов, осуществляемых в том или ином гражданском обществе.
Важный раздел политической социологии — механизм реализации властных полномочий. Здесь особый интерес вызывает рассмотрение роли и значения политической идеологии в жизни любого общества.
Анализируя политическую
жизнь через политическую идеологию
и политическую культуру, следует
обратить внимание на политическое сознание,
представленное совокупностью теоретических
положений, взглядов, мнений, настроений,
ценностных ориентации и т.п., которые
реализуются в процессе осуществления
функций политической власти. Поскольку
постулаты политической идеологии
реализуются при помощи определенного
механизма — избирательных
Видное место в механизме функционирования властных отношений приобретают проблемы бюрократии, лоббизма, групп давления, политической элиты, парламентаризма, достижения гражданского согласия. Эти явления определяют лицо современного общества, провоцируют или предотвращают социальную напряженность и ее открытую форму проявления — конфликты.