Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа
Цель работы - изучить особенности и основные направления политики занятости России.
Задачи работы - обозначить приоритеты в политике занятости современной России; рассмотреть ситуацию в сфере занятости; изучить тенденции и перспективы политики занятости России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИОРИТЕТЫ В ПОЛИТИКЕ ЗАНЯТОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА
1.2 СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
1.3 КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ ЗАНЯТОСТИ
2. ЗАНЯТОСТЬ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Управление персоналом
Кафедра: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Рынок труда»
Тема: Политика занятости в России
Студентка 3 курса,
Новосибирск 2012
Содержание
Введение......................
1. Приоритеты в политике занятости современной России.....................4
1.1 Политика занятости и политика на рынке
труда.........................
1.2 Ситуация в сфере занятости.....................
1.3 Краткосрочный прогноз занятости.....................
2. Занятость России: тенденция и перспективы...................
Заключение....................
Список литературы....................
Политика занятости - система
мероприятий, реализуемых Государственной
службой занятости для
Политика занятости
Основными задачи политики занятости
являются: сдерживание с учетом имеющихся
экономических и финансовых ресурсов
увеличения масштабов безработицы;
создание условий для быстрейшего
трудоустройства безработных
Актуальность данной проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества безработных.
Цель работы - изучить особенности и основные направления политики занятости России.
Задачи работы - обозначить приоритеты в политике занятости современной России; рассмотреть ситуацию в сфере занятости; изучить тенденции и перспективы политики занятости России.
При рассмотрении проблем
занятости нужно различать
Государственная политика занятости
является выражением конституционных
прав граждан социального
Представляется, что в их число нужно включить обязательства государства по формированию рациональной структуры занятости. Она должна отвечать общественным потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест, созданию новых рабочих мест и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере.
На наш взгляд, речь должна идти о ее приоритетности во всей макроэкономической политике. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - правительство и Федеральное Собрание.
Что касается политики на рынке труда, то будучи составной частью общей политики занятости она призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда в процессе функционирования рыночной экономики. Ее основная задача - минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, а в качестве субъектов - Министерство труда и социального развития и Федеральная служба занятости в лице своих региональных центров1.
Численность лиц, не имеющих, но активно ищущих работу и в соответствии с методикой МОТ классифицируемых как безработные, составила к концу 2001 года 27,5 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил на конец 2001 года 19,4%, а уровень регистрируемой безработицы - 2,8% (табл.1) 2.
Таблица 1. Основные показатели безработицы, 2003-2005 годы
|
2003 |
2004 |
2005 |
Всего безработных, тыс. человек |
33,3 |
33,6 |
27,5 |
В% к экономически активному населению |
20,6 |
23,1 |
19,4 |
Из них: |
|
|
|
Зарегистрированы в службе занятости, тыс. человек |
4,1 |
2,8 |
3,8 |
В% к экономически активному населению |
2,5 |
1,9 |
2,8 |
В% к общей численности безработных |
12,3 |
8,3 |
13,8 |
Не зарегистрированы в службе занятости, тыс. человек |
29,2 |
30,8 |
23,7 |
Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то, на наш взгляд, он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддержать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.
Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства, во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест, в-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.
Приступая к реализации политики занятости на этапе стабилизации и роста, нужно учитывать, что не только макроэкономические условия продолжают оставаться достаточно напряженными для серьезного решения проблем в этой сфере, но и что очень большой контингент работников по своим профессиональным качествам не соответствует требованиям рыночной экономики.
Представляется, что целесообразно прежде всего усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений в этой области.
Проявления нерыночного
характера сферы труда
В свою очередь недостаточная реформированность трудовой сферы способствует медленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому предложению рабочей силы, ориентации почти половины трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче заработной платы.
Если и далее ставить во главу угла политики занятости сдерживание безработицы, то, по нашему мнению, скорее всего следует ожидать продолжения стагнационного характера развития производства, отсутствия прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости, низкого уровня трудовой мотивации и доходов.
Хотя безработица будет
нарастать умеренными темпами, в
больших масштабах сохранится недоиспользование
рабочей силы, несоответствие отраслевого
и профессионального
По нашим оценкам, избыточные
затраты реального сектора
Неотлаженность рыночных отношений в трудовой сфере проявляется и в возрастающей теневой занятости, масштабы которой, по самым скромным оценкам, превышают 7 млн человек. К этому примыкает проблема трансформации формальной занятости в неформальную, т.е. проблема “черного нала” - дополнительных выплат занятым в официальной экономике, не проходящих в бухгалтерской отчетности, а потому не являющихся базой для начислений в социальные фонды.
Растущая скрытая занятость, с одной стороны, свидетельствует об усилении приспособляемости населения к условиям рынка, а с другой - о несовершенстве законодательной и правовой базы в трудовой сфере, обеспечивать которую призвано государство. Снижая напряженность на рынке труда, скрытая занятость выводит значительную часть фонда оплаты труда из-под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и пенсионного обеспечения, не говоря уже об отсутствии общепринятых социальных гарантий для занятых в этой сфере.
Иного характера развития
трудовой сферы и ее регулирования
можно добиться, если акцент в политике
занятости будет перенесен на
содействие ускорению переливов
рабочей силы по отраслям, территориям
и видам занятости в интересах
структурных сдвигов и роста
эффективности труда, а также
на активное участие государства
в регламентации
Названные меры могут повлечь за собой рост безработицы, превышающий тот, который сложится, если такую политику не проводить. Но это будет, на наш взгляд, недолговременный всплеск, который начнет спадать по мере экономического роста и создания новых рабочих мест в передовых секторах экономики, а также по мере сокращения вторичной занятости за счет повышения оплаты труда по основному месту работы3.
Осуществленный в Институте макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ прогноз развития процессов занятости в увязке с предполагаемой динамикой основных макроэкономических показателей позволяет говорить о том, что до 2007 г. трудно ожидать увеличения спроса на рабочую силу. Скорее всего в этот период он сократится примерно на 2 млн человек. При этом численность экономически активного населения вырастет более чем на 1 млн человек за счет прироста населения трудоспособного возраста. Таким образом, прирост незанятого экономически активного населения к 2007 г. составит около 3 млн человек.
Численность официально зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении вырастет по сравнению с 2003 г. незначительно - не более чем на 1 млн человек. Столь небольшой прирост будет связан как с намеченным ужесточением системы регистрации и выплат пособий по безработице и сокращающимися финансовыми возможностями служб занятости, так и с ростом неформальной занятости примерно на 1-1,5 млн человек.
Тенденция снижения масштабов и уровня официальной безработицы проявилась уже в 2003 г. В условиях продолжающегося сокращения рабочих мест и набирающего силу процесса высвобождения занятых с предприятий и организаций она упала с 2,6 млн человек в начале 2003 г. до 2 млн человек к его концу, что привело к снижению доли официальной безработицы в общей численности незанятого населения, ищущего работу, с 40 до 28,5%. Это связано не только с уменьшением обращаемости незанятых в службу занятости, что косвенно свидетельствует о росте неформальной занятости, но и усилением выталкивания безработных с официального рынка труда.
Продолжение сокращения спроса на рабочую силу в период до 2007 г. будет вызвано теми же причинами макроэкономического характера, что и в предыдущие годы:
во-первых, маловероятен рост долгосрочных инвестиций в основной капитал, а следовательно нет оснований предполагать возможность ввода новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Это связано с недостаточным уровнем накоплений в ВВП и их неинвестиционной направленностью, что в равной мере относится как к сбережениям граждан, которые предпочитают вкладывать деньги в валюту или оставлять их на руках, так и финансовым ресурсам банковской сферы.