Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:11, методичка
Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, часто называют одним из основателей современной социологии. Аргументы в пользу этого утверждения таковы: (1) он дал систематическое изложение концептуальных основ социологической перспективы; (2) он разработал последовательную философию социальной науки, которая осмыслила сущностные основы социального действия; (3) в ряде самостоятельных областей он уловил основные характеристики современной индустриальной цивилизации; (4) через эмпирические исследования современного общества он идентифицировал ряд ключевых вопросов, которые стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках данной дисциплины; (5) его собственная жизнь представляет собой убедительный пример социологии как призвания.
Основная цель Вебера состояла в широком историческом сравнительном анализе способов политического администрирования и их воздействия на общество, он стремился выявить бюрократический идеальный тип. Однако, как мы помним, действительность не обязана совпадать с идеальным типом (скорее, как раз и не должна совпадать). Реальные бюрократические организации достаточно часто оказываются неэффективными, они несут в себе, наряду с рациональными чертами, немало рациональных, наряду с формальными отношениями, неформальные. Не говоря уже о том, что повиновение здесь нередко превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.
Традиционное господство. Оно покоится
на привычном, чаще всего не вполне
осознанном, убеждении в святости
и незыблемости общепринятых традиций
и в законности прерогатив власти,
предоставляемых ими. Приверженец
традиционной власти принимает правила,
которые воплощают обычай и древнюю
практику. В рамках этого типа господства
право власти чаще всего носит
наследственный характер (примерно так:
"Я служу этому человеку, потому
что его отцу служил мой отец,
а его деду - мой дед"). В чистом
своем виде это патриархальная власть.
Понятие "патриархата" в социологии
обычно используется для описания господства
мужчин над женщинами, причем оно
может проявляться в различных
типах обществ. Это понятие употребляется
также для описания определенного
типа организации домашнего
Одной из наиболее распространенных разновидностей традиционного господства, по Веберу, является патримониализм. В патримониальных системах административная и политическая сила находятся под прямым личным контролем правителя. Причем, поддержка патримониальной власти обеспечивается не столько теми силами, которые рекрутируются из землевладельческой аристократии (что типично, например, для феодализма), сколько с помощью рабов, регулярных войск или наемников. Вебер рассматривал патримониализм как: (1) политически нестабильный, поскольку он является объектом интриг и дворцовых переворотов, и (2) препятствие развитию рационального капитализма. Другими словами, патримониализм выступал в качестве одного из аспектов веберовского объяснения причин отсутствия капиталистического развития в различных восточных обществах, где доминировало личное правление.
Харизматическое господство. Оно основано
на исключительных качествах, приписываемых
лидеру. Сам термин харизма (от греч.
harisma - божественный дар, благодать) ввел
в социологический
Как правило, со смертью лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционные ("официальная харизма"), либо легально-рациональные формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть носит нестабильный и временный характер.
2.5.4. Социология религии
Некоторые из критиков Вебера утверждали,
что он ставил своей целью опровержение
исторического материализма и стремился
объяснить процесс
Вероятно, наиболее отчетливой иллюстрацией такого подхода следует считать одну из самых известных его работ "Протестантская этика и дух капитализма". В ней утверждается, в частности, что светская культура капиталистического общества парадоксальным образом возникла из аскетизма, насаждаемого протестантским реформизмом.
Попытаемся мысленно представить
себе карту Европы конца XIX века и
выделить на ней три группы стран
- в соответствии с тем, какое из
направлений христианской религии
было в них традиционно
Однако вначале необходимо выявить наиболее характерные черты самого капитализма как идеального типа.
" Капитализм, по Веберу, определяется
наличием предприятий..., цель которых
получение максимальной
При этом капитализм западного типа получил свое развитие только в западноевропейской цивилизации и прежде всего в тех обществах, где господствовала идеология протестантизма. Протестантская этика как совокупность нравственных правил, которыми следует руководствоваться в повседневной деятельности, может быть сведена к пяти основным положениям кальвинистской концепции:
· - есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для конечного разума людей;
- этот всемогущий и
- Бог создал мир во славу себе;
- человек, которого Он
- дела мирские, человеческая
природа, плоть относятся к
категории греховности и
Как утверждает Р. Арон, все эти
элементы "в разрозненном виде существуют
и в других религиях и вероучениях,
но такое одновременное их сочетание
- необычно и уникально". И дело
здесь не только в порождении "духа
капитализма". Не менее важно, что
религиозное мировоззрение
Это и есть знаменитый веберовский
тезис о необходимости
" ...носит антиритуальный, антикультовый
характер и склоняет
И еще раз о "духе капитализма" как таковом. Сам Вебер считает, что квинтэссенция его как нельзя лучше выражена в одном из писем замечательно известного протестанта и борца за свободу США Бенджамина Франклина, и выглядит она в изложении Вебера (в сильно сокращенном виде) следующим образом:
" Помни, что время - деньги...
Помни, что кредит - деньги...
Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги ...
Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны..
Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит...
Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о долгах, то есть, что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит...
Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам " .
(Отметим, что последняя
Один из разделов работы о протестантской
этике называется "Аскеза и капиталистический
дух". В этом названии прямо связываются
самоограничение в потреблении
материальных благ с целями капиталистического
накопления. Рассматривая эту проблему,
Вебер указывает, что и в других
цивилизациях (например, в китайской)
можно было найти немало рациональных
предпосылок к развитию капиталистического
хозяйственного строя, однако в них
отсутствовал религиозный (а следовательно,
нравственно-этический) фактор. Для
возникновения капитализма
Таким образом, протестантизм подчеркивал
независимость индивида от церкви,
духовенства и ритуала. Религиозные
доктрины его утверждают, что верующие
вовсе не обязаны ради своего спасения
зависеть от институционализированных
средств благоволения католической
церкви (конфессия, евхаристия, баптизм),
от посреднической роли священника или
от личных благочестивых дел. Ключевым
элементом протестантских доктрин
стала индивидуальная вера в Христа
как личного спасителя