Понимающая социология Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:24, реферат

Описание

Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения.

Работа состоит из  1 файл

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА.docx

— 20.58 Кб (Скачать документ)

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА

 

Макс Вебер (1864—1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала

XX в., оказавший большое  влияние на развитие социологии.

М. Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте,  в состоятельной протестантской семье. Его отец был членом Прусского Совета и депутатом Рейхстага. В 1882 г. он поступает на юридический факультет Гейдельбергского университета, но в 1884 г. прерывает учебу и год служит в Страсбурге в чипе младшего офицера. Студенческие годы М. Вебера отмечены дуэлями и пьянством. М. Вебер закончил учебу в Гейдельберге в 1886 г. и следующие три года провел в Берлине, подрабатывая юристом и работая над докторской диссертацией «К истории средневековых торговых компаний». Он получил докторскую степень в 1889 г., став преподавателем в университете, и приступил к работе над новой темой «Значение аграрной истории Рима для публичного и частного права». В 1894 г. М. Вебер получает звание профессора политэкономии в университете Фрайбург-им-Брайсгау, а в 1897 г. становится профессором экономики в Гейдельберге.

Его академические интересы постепенно смещаются из сферы права  и экономики в сферу социологии. Относительная материальная обеспеченность позволяет ему, едва ли не инвалиду, заниматься независимыми научными изысканиями  в течение всех этих долгих лет. В 1918 г. М. Вебер возвращается к преподавательской деятельности, работая сначала в Вене, а затем в Мюнхене.

В 1920 г. он становится одной из жертв пандемии инфлюэнции, буквально выкашивавшей европейцев. Инфлюэнция перешла в пневмонию, от которой М. Вебер и скончался в 1920 году, оставив после себя множество незавершенных трудов.

Социология, по Веберу, так  же как и психология, изучает поведение  индивида или группы индивидов. Но она  в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений  и мнений, лежащих в основании  человеческого поведения.

Для обозначения процедуры  постижения смысла Вебер пользовался  категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как процедуры (метода), предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи в качестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, а отдельных индивидов, те определения, которыми они пользуются и которые формируют их модели поведения.

Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие  идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Вебер утверждал, что социологи обязаны устанавливать причинно-следственные связи, им необходимы строгие и недвусмысленные понятия. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций. Оно выполняет роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события. Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «независимого от ценностей» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных суждений. Социологи не должны позволять своим личным пристрастиям влиять на проведение научных исследований. Они должны культивировать строгий подход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие они есть, а не такими, какими бы им хотелось их видеть. Методологические принципы Вебера формировались в полемике с марксизмом. Признавая в Марксе выдающегося ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Предметом социологии Вебер  считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного  организма вне деятельности людей. «Социальным, — писал Вебер, —  мы называем такое действие, которое  по предполагаемому действующим  лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Вебер выделил следующие идеальные  типы идеальных социальных действий: 1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностнорациональное (побуждается какой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств). В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением  роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного  бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:

Æв экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);

Æв политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);

Æв праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также  проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной). Если власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение  другого субъекта, то господство - это  способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

—легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);

—харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);

—традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального  отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные  законы социальной жизни (что считается  главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных  прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и  т. п.), но она может предлагать вероятностные  сценарии развития обществ.

Важнейшей процедурой социолога  является интерпретация социальной деятельности, результатов конкретно-социологических  наблюдений. Она предполагает наличие  в сознании социолога каких-то критериев (ценностей) и установок для отбора и оценки эмпирического материала. Участвуя в отборе и оценке эмпирического  материала, социолог, по сути, конструирует свои оценки, в которые входят его  установки. Оценка становится субъективной, поэтому встает вопрос о ее объективности, непредвзятости, истинности. Вебер  считает, что такие ценности (и  установки) социолога должны выражать интересы эпохи, т. е. ведущие цели, к  которым стремятся элиты и  народы. Таким образом, Вебер отказывается от позитивистского и марксистского  подхода к анализу социальной действительности.

 


Информация о работе Понимающая социология Вебера