Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:23, контрольная работа
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие девиантного поведения в социологии. Относительность девиации…………………………………………………………………………..4
2.Составляющие девиации……………………………………………………….8
3.Конформизм и девиация………………………………………………………11
4.Теории девиации……………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
В простых обществах с небольшим
числом членов это отклоняющееся
поведение легко проследить и
подвергнуть социальному
Социальные отклонения играют
в обществе двойственную, противоречивую
роль. Они, с одной стороны, представляют
угрозу стабильности общества, с другой
- поддерживают эту стабильность. Успешное
функционирование социальных структур
можно считать эффективным, только
если обеспечен порядок и
С другой стороны, отклоняющееся
поведение является одним из путей
адаптации культуры к социальным
изменениям. Нет такого современного
общества, которое долгое время оставалось
бы статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества
должны время от времени изменять
образцы своего поведения из-за изменений
окружающей среды. Взрывы рождаемости,
технологические новшества, изменения
физического окружения - все это
может привести к необходимости
принятия новых норм и адаптации к ним
членов общества.
Новые социальные нормы рождаются и развиваются
в результате повседневного поведения
индивидов, в столкновении постоянно возникающих
социальных обстоятельств. Отклоняющееся
от старых, привычных норм поведение небольшого
числа индивидов может быть началом создания
новых нормативных образцов. Постепенно,
преодолевая традиции, отклоняющееся
поведение, содержащее новые жизнеспособные
нормы, все в большей и большей степени
проникает в сознание людей.
1. Понятие девиантного поведения в социологии. Относительность девиации.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
Девиантное (делинквентное) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения - преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.
Делинквент - (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия [3].
В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных проступков, например, нарушения пропускного режима в учреждении или опоздания на службу и кончая самыми серьезными преступлениями, например, убийством. Традиция расширительного употребления данного термина берет начало из зарубежной социологии, которая, естественно, не использует наше словосочетание «отклоняющееся поведение». Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал, героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т. д, то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.
В узком значении девиантность
обозначает незначительные проступки,
которые не подпадают под статью
уголовного или даже административного
кодексов. Для более серьезных
форм нарушения специалисты
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение со стороны общественного мнения, называется отклоняющимся. Оно имеет чрезвычайно широкий диапазон явлений – от безбилетного проезда до вандализма. Все многообразие форм отклоняющегося поведения, на наш взгляд, можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное).
К основным формам девиантного поведения в широком смысле Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят:
1) пьянство и алкоголизм;
2) наркотизм;
3) преступность;
4) самоубийство;
5) проституцию;
6) гомосексуализм.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой ни уголовного, ни даже административного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность же противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.
Таким образом, в самом общем виде понятие отклоняющееся поведение - это собирательный термин, охватывающий три формы - девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм [6].
Относительность девиации. Казалось бы, не столь уж трудно отделить девиантное поведение от нормативного: достаточно лишь установить, что в поведении имеет место нарушение социокультурных норм.
Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательно, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованиями единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией множества, признаваемой исламом [11].
Однако на самом деле определить, какое поведение является девиантным, очень непросто. Дело в том, что, во-первых, нормы в разных культурах во многом не совпадают. Поведение, не встречающее осуждения в одной культуре, расценивается как преступное в другой.
В наше время никому ни приходит в голову приговаривать неверующих в Бога или заподозренных в колдовстве к смертной казни как опасных преступников, а во времена инквизиции их сжигали на кострах. Гомосексуальная страсть не считалась предосудительной в Древней Греции, но рассматривалась как позорная и подлежащая уголовному преследованию в Советском Союзе. Обычное для рыночной экономики получение прибыли на разнице в ценах покупки и продажи именовалось в СССР «спекуляцией» (это было бранное слово, назвать человека спекулянтом значило оскорбить его) и являлось уголовным преступлением.
Во-вторых, нормы и в одной и той же культуре заметно изменяются иногда за очень короткое время. Петр I сумел быстро превратить бороды и длинные кафтаны бояр из традиционной нормы в девиацию. После Октябрьской революции 1917 г. в нашей стране посещение церкви уже через несколько лет стало рассматриваться как девиантное поведение, а с концом советского режима столь же скоро снова вошло в моду. В СССР диссиденты — критики советского строя (академик А. Д. Сахаров и др.) — осуждались не только властью, но и многими простыми гражданами как девианты самого худшего сорта, отщепенцы, предатели Родины; а ныне они почитаются как честные и самоотверженными борцы за права человека, демократию и гуманизм. В США после Второй мировой войны курение социально одобрялось как признак мужественности. Однако в 1960-х гг., после того, как медики подняли тему опасности курения для здоровья, курильщики стали подвергаться растущему общественному порицанию.
В-третьих, далеко не всегда достаточно точно можно определить сами нормы. Формальное, юридически строгое определение имеют только некоторые нормы - те, которые ясно и четко определены письменно в различного рода законных и подзаконных государственных актах, служебных инструкциях и других официальных документах. По отношению к таким нормам можно с достаточной точностью сказать, содержит ли какое-то поведение девиации или нет. Делинквентное, т. е. противоправное, преступное поведение является в обществе с юридической точки зрения, безусловно, девиантным. (Но нужно при этом учесть, что в разных странах правовые нормы могут быть разными, и поведение, признаваемое делинквентным в одной стране, может не признается таковым в другой.)
Однако даже в правовых кодексах не столь уж редко встречаются весьма расплывчатые формулировки, по поводу которых между юристами возникают разногласия.
Один из наиболее потрясающих примеров тому - дискуссии вокруг определения фашизма. Законом пропаганда фашизма в нашей стране запрещена, но суды до сих пор сплошь и рядом выносили оправдательные приговоры тем, кто провозглашал лозунги национал-социализма (с заменой слова «немцы» на «русские»), издавал пропагандистские сочинения Гитлера, проповедовал идеи неравноправия народов и национальной ненависти. Основанием для этих приговоров служит возможность толковать понятие «фашизм» таким образом, что упомянутые действия не подпадают под категорию противоправных.
Что же касается неписаных
норм поведения, то они, как правило,
допускают различное
Во всех ситуациях нормативность поведения может разными людьми пониматься неодинаково. Соответственно и единодушное согласие относительно того, является ли некоторое поведение девиантным, встречается не часто.
Наконец, в-четвертых, множество норм, содержащиеся в данной культуре в данное время, не является упорядоченной системой и содержит несогласующиеся и противоречащие друг другу нормы. Расхождения между социокультурными нормами отсутствуют или являются несущественными лишь в социально однородном обществе, - например, в примитивных племенах. Во всяком же достаточно развитом обществе со сложной социальной структурой они неизбежны.
Например, старики часто негодуют по поводу поведения и манер молодежи, а юное поколение с порога отвергает нравоучительные советы и требования благопристойности, на которых настаивают родители. Разительно отличаются нормы жизни богатых и бедных. Бизнесмены и коррумпированные чиновники гордо выставляют напоказ загородные дворцы и шикарные лимузины, а нищающие работники, месяцами не получающие заработную плату, хором порицают эту бьющую в глаза роскошь на фоне разорения страны.
Противоречивыми часто оказываются ролевые требования, предъявляемые к личности. И сами роли, и ролевые ожидания, т. е. ожидаемые от носителя роли действия, и допустимая степень свободы в трактовке ролевых функций и норм - все это понимается по-разному в различных типах общества, классах, социальных слоях и группах.
Роль начальника трактуется одним образом его подчиненными, другим - вышестоящим начальством, и третьим - им самим. Староста студенческой группы, с одной стороны, должен в соответствии со своими обязанностями фиксировать нарушения и сообщать о них в администрацию вуза; с другой же стороны, студенты ожидают от него групповой солидарности, полагая, что он, как их товарищ, не должен писать на них доносы, подвергая своих друзей угрозе наказания. Когда нормы, которым должен человек следовать, плохо согласуются, ему приходится выбирать, какая из них важнее. Это же происходит и в обществе [2].
Конечно, есть некоторые виды поведения, которые в любом цивилизованном обществе считаются девиантными: убийство, изнасилование, суицид (самоубийство) и др. Постепенно по мере роста межкультурных связей в мире все больше достигается согласие относительно важнейших социокультурных норм, отступление от которых рассматривается как нежелательная девиация. Однако было бы утопией думать, что когда-нибудь между нормальным и девиантным поведением удастся провести какую-то абсолютную разграничительную линию. Девиантное поведение всегда определяется лишь по отношению к определенным социокультурным нормам и определенным их толкованиям. Будучи девиантным по отношению к ним, оно может вместе с тем считаться нормативным по отношению к другим нормам и их толкованиям, имеющим место в иной культуре или субкультуре. Таким образом, девиантность относительна.
Информация о работе Понятие девиантного поведения в социологии