Понятие и природа общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание

Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий, управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Общее понятие……………………………………………………………………………………..4
2. Понятие "общественное мнение" в философской мысли…………………….6
3. История…………………………………………………………………………………………………8
4. Функции общественного мнения………………………………………………………10
5. Формирование общественного мнения……………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

общ.мнение е.docx

— 31.70 Кб (Скачать документ)

 Для общественного  мнения характерны следующие  функции: экспрессивная (в более  узком смысле контрольная); консультативная;  директивная[1]. 

Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. 

Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные  институты, их лидеры ставятся в положение  контролируемых. Обладая только одной  моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим  результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся. 

Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.И, наконец, директивная функция общественного мнения - проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат  

10                                                                       

доверия тому или иному лидеру, но и высказывает  свое мнение. 

Императивные  высказывания занимают в политике весьма значительное место. 
 

В зависимости  от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным[1].

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11

5. Формирование общественного мнения 

Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как  и из слухов, сплетен, заблуждений[2]. 

В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). Существенно  возрастает влияние электронных  средств Социальных сетей , блогов , твиттера , youtube видео каналов , интернет форумов .

 На общественное  мнение влияют мнения людей,  признаваемых обществом авторитетными  и компетентными, личный опыт  людей[7]. 

Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. 

К способам формирования общественного мнения так же можно отнести "спираль  молчания". 

По результатам  социологов при моделировании когнитивных  процессов в социуме можно  сказать, что если десять процентов  твердо придерживаются сходных взглядов, этого будет достаточно, чтобы  на их сторону перешла и большая  часть общества[5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

Заключение 

В заключение работы хотелось бы сказать, что тема «общественное мнение» является на сегодняшний день крайне актуальной. 

Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. 

В последние  годы, постоянно растущий уровень  участия представителей мировой  общественности в политической сфере  очевиден. Во многом именно этим обстоятельством  объясняется также неизменно  возрастающее внимание исследователей из различных стран мира к проблемам  в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена как "общественное мнение". 

Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время  можно встретить сотни определений  общественного мнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Список  использованной литературы 

1) Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. М.: ЦСП, 2008. — 628 с.

2) Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995.

3) Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. СПб: Питер, 2005. 

4) Липпман У. Общественное мнение. - М.: Изд-во Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с. 

5) Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания 

6) Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. Пер. с англ. – М.: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004. – 559 с. 
 

7) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 567 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и природа общественного мнения