Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:55, реферат
Цель исследования – рассмотреть понятие и сущность социального проектирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социального проектирования.
2. Определить сущность социального проектирования.
Альтернативой данному, хотя и сложившемуся и имеющему глубокие корни в нашей стране, подходу является подход к разработке крупномасштабной программы как программы действий конкретных людей, объединяющихся в сообщество на основе общности в ценностях, в видении проблем, путей их решения. Объединяясь в сообщество, складывая совместные усилия, члены сообщества увеличивают масштабы своей деятельности, свои возможности осуществления преобразований. В идеале даже такой документ, как региональная программа решения проблем сиротства, может быть продуктом рефлексивного оформления реально осуществляемых действий данного сообщества. Тогда программа становится не средством достижения социальных целей, нередко носящих коньюнктурный характер, а будучи программой действий сообщества, становится процессом реализации культуросообразных ценностей, принятых сообществом, а цели, средства и ресурсы становятся чисто техническими моментами этой реализации .
Именно таким образом — как объединение авторских проектов — создавалась региональная "Программа стабилизации и развития образования Пермской области на 1996–2000 гг. Разработке программы предшествовала трехлетняя работа по инициации инновационных проектов учителей, образовательных учреждений, органов управления образованием. Решение о разработке инициативной программы был принято на конференции педагогов-инноваторов, а концепция программы разработана группой специалистов, которая была выбрана на этой же конференции. Основа программы, включавшая более 80 авторских проектов была создана в течение месяца. В большинстве проектов указывалось, что они будут реализованы в том или ином масштабе даже в случае, если не получат поддержку со стороны управления образованием области. Программа была «обречена на реализуемость» и утверждена начальником Главного управления образования Пермской области. Несмотря на объективные трудности (дефолт 1998 года, экономический кризис), эта программа успешно реализована.
Именно такой путь «снизу» был предложен в качестве стратегической основы руководству инвестиционной программы «Помощь детям-сиротам в России» (Программы АРО) в тот момент, когда стала очевидной неадекватность первоначальной стратегии на поддержку крупных общественных инициатив для достижения быстрых широкомасштабных результатов.
Казалось бы, что инвестиционные программы не должны сталкиваться с теми трудностями, которые возникают при запуске программ «сверху». Однако, как показал первый же конкурс, большинство проектов, особенно претендующих на крупные суммы (верхним пределом в программе «Помощь детям-сиротам в России» был грант в сто тысяч долларов США), носило отчетливо имитационный характер.
Программа АРО, ориентированная на поддержку крупных региональных инициатив, столкнулась с отсутствием таковых, и оказалась, тем самым, неспособной выполнить свою миссию в России. В этой ситуации руководство Программы АРО оказалось перед необходимостью самоопределения: либо формально реализовать программу и раздать деньги организациям, косвенно касающихся в своей деятельности проблем детей-сирот, но прямо этой проблемой не занимающихся; либо свернуть программу; либо изменить стратегию программы и найти решение, при котором средства программы пошли на помощь детям-сиротам.
В этой ситуации директор Программы АРО Крис Кавано выбрал путь поиска решения, которое бы позволило сделать программу максимально эффективной.
В качестве возможного решения В.Зарецким и М.Дубровской было предложено провести региональные проектные семинары с потенциальными деятелями в сфере социального сиротства (потенциальными грантополучателями Программы).
Почему потенциальными? — Потому что, как показал анализ ситуации, реальных деятелей — людей, организаций, которые бы занимались именно проблемами сиротства, почти не оказалось. При этом, с одной стороны, сам факт появления Программы АРО выявил большой потенциал общественных организаций и государственных органов, которые при определенной перестройке своей деятельности, могли бы направить свои усилия на решение проблем сиротства, но, с другой стороны, ставил их в двусмысленное положение.
Ведь, по сути, непосредственная деятельность этих людей не имеет отношения к тематическому конкурсу, который объявляет Программа. В то же время косвенно с ним связана, и возникает искушение — возможность получить существенные средства для поддержки текущей деятельности организации. Для этого надо только соответствующим образом оформить заявку на грант, а именно, написать в ней то, что не соответствует действительности, — что организация занимается этой проблемой.
Таким образом, само появление Программы АРО провоцировало «разработку» имитационных проектов. Имитационными мы называем, в данном случае, проекты, которые формально привязываются к теме, а реально, по своему содержанию, направлены на решение других проблем.
В то же время конкурс Программы АРО стал поводом для многих организаций, работающих с особенными детьми, с неблагополучными семьями, чтобы задуматься над тем, а какое они имеют отношение к этой проблеме, и, может быть, заняться ею всерьез, расширив рамки своей деятельности.
Таким образом, проблема конкретизировалась до предела. Если не появятся деятели, т.е. люди, которые занимаются решением именно проблем социального сиротства, Программа АРО и подобные ей программы помощь детям-сиротам оказать не смогут.
Следовательно, Программа должна помочь процессу появления деятелей в этой сфере, т.е. инициировать процесс самоопределения по проблемам сиротства.
В социальном
проектировании используются некоторые
принципы, являющиеся общенаучными, однако
в частной области
1) ясность
— общепонятность, которая способствует
однозначной распознаваемости
2) детерминированность
— отсутствие произвола в
3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;
4) результативность
— способность обеспечивать
5) надежность
— способность с большей
6) экономность
— способность давать
Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.
Возможно
упоминание некоторых, наиболее часто
применяемых методов
1) проблемно-структурный
метод: основывается на
2) метод структурного
анализа: стремится к
3) программно-структурный
метод: сужает границы
4) структурный
метод: оперирует
5) структурно-технологический
метод: использует приняты
6) проблемно-системный
подход: основывается на принципах
проблематизации,
7) метод системного
анализа: основывается на
8) программно-системный
метод: основывается на
9) системный
метод: основывается на
10) системно-технологический
метод: основывается на
11) проблемно-средовой
метод: основывается на
12) метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации;
13) программно-средовый
метод: основывается на
14) средовый
метод: использует принципы
15) средово-технологический метод: технологизации, средизации и организованности8[8].
Методологическая
разработка методов и методик
социального проектирования Методологическая
разработка методик начинается с
определения содержания проектных
задач, которые находятся в
В заключении хотелось бы сказать, применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.Сегодня деятельность социальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда и социального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельности социальных организаций необходимо привлечение технологий социального проектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности.Социальное проектирование тем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальных служб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.
Список использованной литературы
1Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007. – с. 39.
2 Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009. – с. 55.
3 Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 33.
4 Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007. – с. 49.
5 Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. - М.: ИС РАН, Центр социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий, 2000. - С. 5-42.
6Герловин И.Л. Основы единой теории взаимодействия в веществе - М., 1990.
7 Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-метод. Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – с. 73.
8 Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2007. – с. 33.
Информация о работе Понятие и сущность социального проектирования