Понятие и виды социальной структуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание

Задача науки – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативные возможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 37.01 Кб (Скачать документ)
"text-align:justify">Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью  и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

Считается, что размер группы тесно взаимодействуют со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.

По характеру внутригрупповых  отношений социальные группы делятся  на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения  регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия —  межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это  неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

Еще различают первичные и вторичные социальные группы.

Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих  друг с другом лицом к лицу. Это  небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия.

Семья, компания друзей —  первичные группы. В первичных  группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».

Во вторичных группах  отсутствуют непосредственно межличностные  отношения, ее члены связаны между  собой опосредованно, деятельностью  по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника  класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Маргиналы в социальной структуре.

 

Понятие «маргинальность»                      

 

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. И использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур.

 

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной  принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность.

Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям.

Классический тип маргинала  – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном)

варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения  маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения.

Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности.

Следует также учитывать, что в социологии разработано  понятие

типов общества:

- открытые,

- закрытые,

- переходного типа.

Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер.

В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому.

В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

Применительно к целям  и задачам исторического анализа  необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы.

Маргинальность может  быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой.

О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей.

Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто

подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным

признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на  обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение  личностей и групп, находящихся  на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Ученые обратили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.).

Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает  на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых

форм протеста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Российское общество вступило в переходный период своего развития, когда совершается ломка прежних  социально-экономических отношений  и становление, порой очень болезненное, новых, отвечающих законам рыночной экономики. Происходит нарушение сложившегося ранее социального равновесия, что  ведет к социальной нестабильности.

Речь идет прежде всего о резком расслоении общества на бедных и богатых (многие из которых нажили свое богатство незаконными путями), о пошатнувшемся социально-экономическом положении многих людей и социальных групп. Все это порождает глубокие и острые социальные противоречия.

Появляется объективная  необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Речь идет не только об оказании им соответствующей  материальной помощи, но и о том, чтобы помочь адаптироваться в новых  условиях – приобрести новые профессии, освоить новые для них виды производственной, в том числе  предпринимательской, деятельности.

Главное, чтобы эта деятельность была общественно полезной.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Алексеев, В.О.Философия: конспект лекций. Лекция 16 "Понятие общества". М.:Юрист с. 246, 2008.
  2. Миронов, В.В. Философия: Учебник для вузов – М.: Норма, 2005. – С.679
  3. Лавриенко, В.Н. Философия: Учебник–2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ, 2004. – С.365
  4. Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие/ Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – С.299-302
  5. Митрошенкова, О.А.Философия: Учебник - М.: Гардарики, 2002.– с.155
  6. Митрошенкова, О.А.Философия: Учебник - М.: Гардарики, 2005. –  С. 392
  7. Лавриенко, В.Н. Философия: Учебник–2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ, 2009. – С.365
  8. Кириленко, Г.Г. Философия./Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов М.: СЛОВО; ЭКСМО, 2007. – С. 471

 


Информация о работе Понятие и виды социальной структуры общества