Понятие личности. Процессы формирования личности и их описание в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:55, реферат

Описание

Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
При изучении данной темы мне необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «личность» в социологии
2. Рассмотреть процесс формирования личности в процессе социологии
3. Раскрыть и охарактеризовать основные этапы формирования личности.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Представление о личности в социологии.........................................................4
2. Формирование личности. Социализация.........................................................8
3. Этапы социализации.........................................................................................10
Заключение............................................................................................................12
Библиографический список.................................................................................13

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

      2) сохранение общества благодаря  усвоению его новыми членами  сложившихся в нем ценностей  и моделей поведения.

      По  ней судят об уровне социального  развития. Как результат она является основополагающей характеристикой  человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. 

 

      Этапы социализации.

      Этапы социализации совпадают (условно) с  этапами возрастного развития индивида:

      1) ранняя (первичная) социализация. Она  связана с приобретением общекультурных  знаний, с освоением начальных  представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

      2) вторичная социализация:

      а) профессиональная социализация, которая  связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением  к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

      б) включение индивида в систему  общественного разделения труда. Здесь  предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах  приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

      в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

      Следовательно, социализация личности начинается с  рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д.

      Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал  концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий социализации личности:

      1) до 2 лет – сенсомоторная –  вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует;

      2) 2–7 лет– преоперациональная  – ребенок научается различать  вещь и символ вещи;

      3) 7–11 лет – конкретно-операциональная  – мысленное оперирование понятиями,  развитие воображения;

      4) после 12 лет – формально-операциональная – происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла и т.п.).

 

      Заключение

      Итак, подводя итоги проделанной мною работы, следует отметить, что в  современной социологии личность, как  и субъект (который может быть индивидуальным – тождественным  «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

      Личность  – одно из центральных понятий  социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального  знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

      Человек становится личностью, вступая в  общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, т.е. личностью.

      В оде работы над данной темой контрольной  работы, я дал определение и  раскрыл сущность понятия «личность» в социологии, рассмотрел процесс  формирования личности в процессе социологии, раскрыл и охарактеризовал основные этапы формирования личности.

      Таким образом, можно сделать вывод: под  социализацией понимают процесс  усвоения личностью образцов поведения  общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в  социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. 

 

      Библиографический список 

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Учебное пособие, М.: ПРОСПЕКТ, 2004.

2. Волков Ю.  Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник  для вузов , М.: - Гардарики, 2001.

3. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций, Издательство: Эксмо; 2008.

4. Зборовский Г.Е. Общая социология. Учебник, М.: ИНФРА, 2004.

5. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: ИНФРА, 2007.

Информация о работе Понятие личности. Процессы формирования личности и их описание в социологии