Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:06, реферат
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение 3
Понятие и содержание лидерства 4
Типология лидерства 8
Теории лидерства 12
1. Теории «героев» 12
2. Теории характерных черт 12
3. Теории среды 13
4. Ситуационные теории 13
5. Бихевиористские теории 14
6. Теория силы и влияния 14
7. Трансакционные теории (теории управления) 14
8. Трансформационные теории 15
Список используемой литературы 16
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
В ранних теориях лидерства делался акцент на том, какие существуют качества отличия между лидерами и последователями, в то время как более поздние теории смотрели на другие аспекты, такие как ситуативные факторы и уровень интеллекта и знания. Несмотря на большое разнообразие теорий лидерства, большинство может быть отнесено к одной из восьми основных направлений.
Теории
«героев» предполагают, что способность
к лидерству является врожденной – что
великими лидерами рождаются, а не становятся.
Эти теории часто изображают великих лидеров
как людей героических и почти что мифических,
предназначение которых стать вождями,
когда в этом возникнет необходимость.
Термин «герой» был использован, потому
что, в то время о лидерстве думали, прежде
всего, как о мужском качестве, особенно
с точки зрения военного лидерства.
2. Теории характерных черт
В
некотором роде похожи на теории «героев».
Теории черт предполагают, что люди наследуют
определенные качества и черты, которые
делают их более подходящими для лидерства.
Теории черт часто определяет особенности
личности или поведенческие характеристики,
общие для руководителей. Но если специфические
черты - главные особенности лидеров, как
объяснить тот факт, что некоторые люди,
которые обладают этими качествами, не
всегда являются лидерами? Этот вопрос
– главная трудность в объяснении проблемы
лидерства через эту теорию.
Основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:
3. Теории среды
Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.
В
свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил,
что количество генералов в Англии в разные
времена было прямо пропорционально количеству
военных конфликтов, в которых участвовала
страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией
справедливости теорий среды. Для оценки
их сути воспользуемся высказыванием
А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который
и должен стать инструментом разрешения
проблемы.
4. Ситуационные теории
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
Ситуационная
теория не отрицает важную роль индивидуальных
качеств личности, но не абсолютизирует
их, отдает приоритет в объяснении природы
лидерства обстоятельствам. Однако центральные
для ситуационной теории утверждения
о ведущей роли ситуации в формировании
лидерства подтверждаются далеко не полностью.
Эта концепция подвергается острой критике
за то, что она недостаточно отражает активность
лидера, его способность правильно и своевременно
оценить и изменить ситуацию, найти решение
острых проблем.
5. Бихевиористские теории
Бихевиористские
теории лидерства основаны на убеждении,
что великими лидерами, не рождаются, а
становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм,
в этой теории лидерства основное внимание
уделяется действиям лидеров, а не их психическим
качествам или внутренним состояниям.
Согласно этой теории, люди могут учиться
и становиться лидерами через обучение
и наблюдение.
6. Теория силы и влияния
Эта
теория концентрирует основное внимание
на сетях власти и влиянии, которые
создает лидер. В основе этой теории
лежит предположение, что все дороги
ведут к лидеру, и отрицается значение
последователей и силы культуры организации.
7. Трансакционные теории (
Все
более входящая в моду трансакционная
теория уделяет основное внимание отношениям
между лидерами и последователями.
В ней анализируется взаимная выгода от
отношений на основе обмена, когда лидер
предлагает определенные вещи, такие,
как ресурсы или вознаграждение, в обмен
на признание последователями его власти.
8. Трансформационные теории
В то время, как модели трансакционного
лидерства базируются на внешних, неглубинных
мотивациях при отношениях обмена, в основе
трансформационного лидерства лежит внутренняя
мотивация. Таким образом, здесь акцент
делается не на лести и преданности последователей,
а на их действительной приверженности
идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного
типа является активным и творческим человеком,
умеющим думать широко и образно".