Понятие профилактики в социальной работе и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:02, реферат

Описание

Одной из наиболее важнейших задач социальной работы является профилактика - сознательная, целенаправленная, социально – организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого - педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Особое значение она имеет для социальных работников, работающих с детьми и молодежью, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Работа состоит из  1 файл

Понятие профилактики в социальной работе и ее виды.docx

— 20.08 Кб (Скачать документ)

     Понятие профилактики в социальной работе и ее виды

     Одной из наиболее важнейших задач социальной работы является профилактика - сознательная, целенаправленная, социально – организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого - педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.1 Особое значение она имеет для социальных работников, работающих с детьми и молодежью, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Своевременная профилактика может помочь избежать детям и молодым людям множества расстройств и нарушений в будущем, например алкогольной и наркотической зависимостей, проблем с агрессивностью, расстройств личности, депрессии.

Выделяется  несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
  2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков.

     Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.2

     В историческом плане профилактические программы обращали внимание на большинство  психологических и социальных проблем, начиная со способности детей  к решению математических задач  и заканчивая предотвращением рецидивов  употребления наркотиков. Такие подходы  многое позаимствовали из сферы здравоохранения  и ее изначальной системы классификации  профилактики болезней. Эта классификация  выдвигает три уровня профилактических мероприятий или программ: первичный, вторичный и третичный.

     Первичной профилактикой называется совокупность социально-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении, социальном развитии, социально-психологической  адаптации, воспитании, социализации молодежи с социально-приемлемым уровнем. Вторичная профилактика - совокупность социально-педагогических мероприятий специалистов, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении, социальном развитии, социально-психологической адаптации, воспитании, социализации молодежи с социально-нейтральным и социально-неприемлемым уровнями индивидуального социального здоровья. И, наконец, третичная профилактика - это совокупность социально-педагогических мероприятий, направленных на предотвращение совершения человеком повторных социально-неприемлемых действий.

     Существует  также классификационная модель для описания профилактики поведенческих  расстройств, которая также предполагает три типа профилактических вмешательств: универсальные, селективные и показанные.3 Основанием для данной классификации является выбираемая целевая группа профилактического вмешательства.

     Программы универсальной профилактики предназначены для всех членов общества независимо от риска развития у них конкретной болезни, нарушения или расстройства. Универсальные профилактические вмешательства призваны охватывать целые популяции, и практики часто останавливаются на школах по двум причинам: во-первых, профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, и во-вторых, школы обеспечивают поперечный срез популяции. К самым частым задачам подобного вмешательства можно причислить работу с агрессией и конфликтной компетентностью, развитие самоконтроля, повышение академической успеваемость и предотвращение расстройств поведения. Эти программы обычно реализуются посредством долгосрочных программ, подразумевающих недорогие и регулярные мероприятия. В случае успеха эти программы снижают частотность, или число новых больных в данной популяции.

     Селективные профилактические программы созданы для тех групп людей, которые могут подвергаться большему риску развития расстройства или соответствующего набора проблем, чем представители общей популяции. У этих групп обычно есть некоторые особенности или целые комплексы особенностей – бедность, бездомность, высокий уровень семейного стресса.

     Программы показанной профилактики нередко бывает трудно отличить от лечения и реабилитации. Программы показанной профилактики предназначены для тех, кто испытывает трудности или проявляет первые симптомы нарушения, подвергающие таких людей высокому риску рецидивов и усугублению психического расстройства позднее, по ходу развития. В показанной профилактике в отличие от лечения принимаются дополнительные меры для пролонгации восстановления или лучшего приспособления к жизни. 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие профилактики в социальной работе и ее виды