Понятие социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:18, реферат

Описание

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.61 Кб (Скачать документ)

Социализация пожилых  отличается от социализации на более  ранних этапах жизни ещё и тем, что роли пожилых людей чётко  не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение  вдовы и пенсионера даже нельзя считать  ролями, поскольку они мало связаны  с определёнными нормами или  идеалами. 

Не имея чётко определённых ролей, люди пожилого возраста стремятся выглядеть молодыми в обществе, где высоко ценится энергия молодости. Подлинная роль стариков в этом обществе остаётся неясной. Люди, значительная часть жизни которых осталась позади, не пользуются особым престижем или почётом.

Агенты социализации

Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называют агентами социализации. Далее  представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на определенном этапе жизненного пути.

Младенческие  годы

В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в  заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Чтобы  правильно развиваться, младенцам  необходимо так же постоянно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни.

Депривация. Исследования по депривации или отсутствии родительской заботы наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к обучению.

Анна была незаконнорожденным ребенком, которого мать постоянно  запирала в комнате и оставляла  одного. Хотя мать кормила её, она  редко купала и обнимала Анну и  почти не разговаривала с девочкой. Когда Анне было шесть лет, её нашли  посторонние люди; девочка в этом возрасте не умела ходить. Её отправили  в детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной  школе. Через четыре года девочка  умерла – к этому времени она  научилась играть с мячом, одеваться  и выполнять простые задания, но во время еды могла пользоваться только ложкой, а её речь была на уровне двухлетнего ребенка.

Камала была так называемым маугли. Её обнаружили английские миссионеры в Индии, когда ей было восемь лет. Считалось, что родители бросили её, когда она была грудным ребенком, и девочка выросла среди волков. Может быть, на самом деле девочка вовсе не жила среди волков, но она страдала эмоциональной депривацией. Она ходила без одежды и ела сырое мясо. Когда миссионеры нашли её, девочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в течение восьми лет обучения в школе миссионерства Камала сделала большие успехи. Она научилась пользоваться простым набором слов и выражать различные чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к другим детям, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени…

Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свидетельствуют об огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения. Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма – вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Спиц (1945) провел важное исследование госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым – дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих детских учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное питание и медицинское обслуживание. Главное отличие связано с индивидуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и пять её помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая медсестра и три её помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.

Сравнение детей из двух учреждений выявило удивительные различия. С третьего месяца после рождения среди детей в доме ребенка  наблюдался высокий уровень заболеваемости и смертности; они отставали в  физическом и умственном развитии. Дети, которые жили в яслях, были значительно здоровее и активнее; они намного раньше начинали говорить. Спиц сделал вывод, что тесный контакт  со взрослыми был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и развитию детей в яслях.

Исследования детенышей  обезьян, проведенные Херри Харлоу в Висконсинском университете, также подтверждают важность заботы и тепла со стороны взрослых особей на раннем этапе развития их детенышей. В исследовании Харлоу детеныши обезьян получили суррогатных мам («мам-заменителей» двух типов. Первой «мамой» была искусственная обезьяна, обшитая мягкой шерстяной тканью; вторая представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивающие детенышей молоком. Когда маленькие обезьянки были сыты, они все время прижимались к «мягкой маме», рядом с которой они ощущали тепло и чувствовали себя в безопасности. Обезьянки, которые имели дело только с «жесткой мамой», сделанной из проволоки, вырастали очень агрессивными и небрежно относились к своим собственным детенышам, иногда даже убивая их. Обезьяны, которых согревала «мама», обшитая шерстью, вырастали более отзывчивыми, внимательными и заботливыми по отношению к своему потомству.

У человеческих младенцев  складываются более или менее  тесные отношения со взрослыми, которые о них заботятся, - это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти люди становятся основными агентами социализации в жизни ребенка. Целью социализации в этот период является формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, выражающейся в доверии, послушании и желании делать им приятное.

Детство и юность

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели  в летних лагерях, врачи, дантисты, новые  приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Всё больший упор делается на овладение  мыслительными и познавательными  навыками; ребенок учится употреблять  буквы и числа, осваивает сложные  системы правил. Когда дети достигают  зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.

Средства массовой информации. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила  поведения в обществе из телевизионных  передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое  содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает  глубокое воздействие на процесс  социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые  исследователи считают, что воздействие  телевидения в качестве агента социализации почти также велико, как влияние  родителей; этот факт вызывает удивление  многих родителей. Телевидение является наиболее распространенным средством  массовой информации. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Средний выпускник  школы уже успел потратить  в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных  объявлений и 18 тыс. убийств). Единственное, что занимает еще больше времени  в жизни ребенка, - это сон.

В какой мере средства массовой информации влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что  они лишь подкрепляют идеи, уже  завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что средства массовой информации, включая передачи, транслирующие  спортивные игры, оказывают вредное  влияние на молодых людей, поощряя  их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

Школа. В школе обучают  не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой  общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа  стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения  и другим проявлениям антиобщественного  поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются  правила, регулирующие поведение в  общественных местах.

Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Школа по сути своей воспринимается как бездушное  заведение с казенной обстановкой  и авторитарной властью, чуждое для  ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 30 или 40 учеников, учитель не мог быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также  приспособиться к тому, что они  становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех  ребят, играющих вместе.

Психология социализации

Каким образом осуществляется социализация детей? Никто не может  дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но анализ четырёх психологических  механизмов (имитации, идентификации, чувства стыда и вины) помогает объяснить сущность данного процесса.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

Как правило, образцами для  подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Дети также  склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель  ставит девочку в угол, придя домой, она может запереть свою куклу  чулан.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Например, если ваша мама выбрала профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы можете последовать её примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным.

Имитация и идентификация  – положительные механизмы, так  как способствуют формированию определенного  поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Вы испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без разрешения берете печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным и униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.

Чувство вины связано с  тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне  зависимости от других людей. Не важно, поймали вас « на месте преступления»  или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что стащили печенье, - это значит, что вас мучает собственная совесть.

Подобно имитации и идентификации, чувства стыда и вины надолго  западают в душу. Если маленькую  девочку наказали за то, что она  играла «в доктора» с соседским мальчиком, то, возможно, когда она вырастет, секс для неё какое то время будет связан с неясным чувством стыда и вины.


Информация о работе Понятие социализации