Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:41, контрольная работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.
Введение
1 Понятие социального обеспечения
2 Классификация функций социального обеспечения
3 Понятие организационно- правовой формы социального обеспечения
3.1 Обязательное социальное страхование: общая характеристика, виды, общая характеристика отдельных видов социального страхования
3.2 Социальное обеспечение за счет бюджетных средств
3.3 Смешанная форма социального обеспечения
3.4 Региональная форма социального обеспечения
4 Источники и правоотношения социального обеспечения
5 Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
1 Понятие социального обеспечения
2 Классификация функций социального обеспечения
3 Понятие организационно- правовой формы социального обеспечения
3.1 Обязательное социальное страхование: общая характеристика, виды, общая характеристика отдельных видов социального страхования
3.2 Социальное обеспечение за счет бюджетных средств
3.3 Смешанная форма социального обеспечения
3.4 Региональная форма социального обеспечения
4 Источники и правоотношения социального обеспечения
5 Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
Заключение
Список используемых
источников
Введение
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При
формировании социальной стратегии
и политики особое значение приобретает
политический аспект социальной защиты.
Любые мероприятия по социальной
поддержке и меры социальной помощи
должны планироваться так, чтобы
оказывать поддержку политической
линии, способствовать правительственному
курсу на осуществление реформ, а не ослаблять
или дискредитировать его. Разумные шаги
в социальной сфере призваны укреплять
доверие к руководству страны со стороны
населения, и они же должны содействовать
снижению социальной напряженности.
На сегодняшний день конкретного понятия социального обеспечения не существует в законодательстве. Поэтому для начала определимся с признаками социального обеспечения.
Проследив основные тенденции в становлении систем социального обеспечения в различных странах, к числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:
- во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;
- во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;
- в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
- в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.
Выделив признаки социального обеспечения, казалось бы, совсем несложно дать его определение.
Однако однозначного понятия данного явления до сих пор не выработано.
Таким
образом, можно дать следующее общее
понятие социального
Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Следовательно, государственное социальное страхование - это обязательная система социального обеспечения работника.
Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества.
Суть
социального страхования
В последнее время все большую популярность как на международном уровне, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита населения.
В
нашей стране этот термин получил
широкое распространение в
Однако даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.
Как уже говорилось, законодательно оформленной системы социальной защиты населения в настоящее время в России еще нет. Социальное обеспечение же функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из двух элементов - государственной и негосударственной системы социального обеспечения.
Государственная
система социального
В
правовой системе социального
Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения.
В
системе материального
Значение
социального обеспечения в
1 Экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).
2 Производственная функция социального обеспечения.
Социальное
обеспечение связано с
3
Социальная (социально-
С помощью социальной функции
осуществляется и
4 Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.