Понятие социальной общности. Проблема общностей в социальной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:13, реферат

Описание

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарности различаются и уровни (виды) общностей.
Множества. В них воплощается мнимая солидарность, отсутствуют взаимные социальные действия.

Содержание

• 1. Понятие социальной общности. Проблема общностей в социальной науке
• 2. Разновидности общностей. Их характеристика
• 3. Социальные группы, их многообразие. Признаки групповой общности
• 4. Внутренние и внешние факторы интеграции группы
• Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 42.82 Кб (Скачать документ)

Например, если поезд попадает в аварию, то пассажиры могут начать самоорганизовываться, оказывать помощь друг другу, выдвигать лидеров, разделять функции организация питания, налаживание связи с железнодорожной станцией и т.д. Пешеходы тоже могут легко вступить в определенные связи друг с другом, если произошел несчастный случай' кто-то берется вызвать милицию, скорую помощь, другие ему советуют, как это сделать, где найти телефон, и т.д. Еще несколько минут назад эти люди не знали, да и не хотели знать друг друга - но вот они вошли в социальный контакт, и мнимая коллективность внезапно переросла в коллективность подлинную, множество преобразовалось в общность, хотя и хрупкую.

Особое внимание социологов, психологов, философов, да и политологов  привлекает другая форма множества - массы. Пожалуй, анализ именно этого  вида мнимых общностей имеет наибольшее значение для социологического понимания  общественных процессов. В отличие  от категории и агрегации, которые  бездейственны, массы уже характеризуются  действием, но не социальным. М. Вебер  отмечал, что "общностным действием  не является реакция прохожих на ливень (они открывают зонт), это не совместные действия, а массово-однотипные, таковыми не являются также и действия, вызванные  простым влиянием поведения других. например, при общей панике и т.д.". Решающий признак массы, точнее, объединения людей, имеющих массовидно-типичное поведение, - не только однородность социального положения или места положения, но и однородность реакции на внешний объект, ответных действий, ориентации, ожиданий.

На данный признак как  отличительный для масс и массовидного поведения обращал внимание Г. Блумер: "Масса. не является формой общности, так как у нее никакой социальной организации. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые сами по себе изолированы, анонимны. индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушение и взволнованное возбуждение со стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, и на основании пробужденных им порывов".

Массовидная коллективность проявляется в очень большом спектре форм социальной жизни: паника в горящем кинотеатре, повальное бегство беженцев, масса зрителей телевизионной рекламы, масса избирателей, слушающих по радио выступление кандидата в депутаты, и т.д. Масса может расчленяться по статусам (пролетарская масса, крестьянская масса), функциям (масса избирателей), но может объединять представителей самых разных слоев (масса слушателей, масса покупателей и т.д.). Однако главным признаком остается однородность реакции изолированных индивидов, их ответных действий на какой-то внешний объект, раздражитель, а не на тех, кто рядом.

"Каждый массовизированный индивид делает самостоятельный выбор. Совпадение их выборов сделало массу могучей силой". Именно такой могучей силой были пролетарские массы, когда пролетарии, одинаково отражая условия своей жизни, несли в себе скрытый протест, который внезапно, под влиянием случайных обстоятельств, мог привести сначала к неорганизованным, но совместным действиям толпы протестующих рабочих, а потом к организованным действиям рабочего класса.

Могучая сила масс (массовизированных индивидов) проявляется и в ходе избирательного процесса. Совпадение политических симпатий у людей, не знающих друг друга и живущих в разных концах огромной России, приводит к власти одних людей и обрекает на политическое забвение других.

Массы гораздо легче  обмануть, чем людей организованных, обсуждающих друг с другом проблемы, имеющих лидеров, но массы способны учиться на собственных ошибках, хотя эти ошибки могут дорого стоить - например, вторично голосовать за человека, который оказался неспособным выполнить  обещанное, индивид вряд ли станет, так же как вряд ли станет вторично покупать товар, качество которого оказалось  весьма далеким от указанного в рекламе.

Но есть сферы, в которых  масса легко обманывается, ждет одобрения  своих не всегда развитых вкусов и  т.д. Речь идет о массовой культуре, которая чаще всего спекулирует  на непритязательности, необработанности вкусов "человека с улицы". Кроме  того, она убеждает массовизированного индивида в том, что его эстетические представления (нередко довольно убогие, примитивные) являются образцом подлинной культуры человечества.

Мы подошли к очень  важной проблеме.

Люди выступают в массе  как разрозненные индивиды, не отягощенные  общими правилами, культурно-нравственными  нормами, обязательствами перед  другими. Каждый индивид действует  по своему усмотрению, не заботясь о  том, насколько это способствует решению общих интересов, насколько  это соответствует выработанным в обществе (городе, коллективе и  т.д.) представлениям о должном, приличном, приемлемом. Ничто его не стесняет в его реакциях на внешний источник. "Каждый сам за себя, сам себе судия".

Это таит множество проблем, в том числе и негативных, на что обращали внимание многие социологи, психологи, философы. Данная проблема актуализировалась особенно в XX в., когда благодаря развитию средств массовой информации, рекламы, установлению всеобщего избирательного права и т.д. произошла резкая массови-зация социальной жизни. Благодаря активному развитию СМИ формы прямого аудиовизуального получения информации вытесняют общение с друзьями, во время которого под влиянием более развитых партнеров вырабатывались коллективные (разделяемые) представления, оценки, и индивид вынужден был придерживаться их, так как существовал определенный групповой контроль со стороны друзей. В результате такого вытеснения имеет место активизация усредненного человека; по меткому выражению X. Ортеги-и-Гассета, произошло восстание масс, "масса захватила авансцену социальной жизни", "герои исчезли, остался хор". По этой причине, отмечает Ортега-и-Гассет, происходит игнорирование основных принципов разума, гражданской законности, общепризнанных норм культуры. Если культура все-таки есть, то это "массовая культура - вульгарная и примитивная, откликающаяся не на общественные, групповые идеалы, вкусы, вырабатываемые коллективно под решающим вниманием аристократов духа, а на примитивные, стандартные представления, вкусы, прихоти людей без особых способностей. В результате безнравственность обрела статус некоего щегольства, массовая посредственность, отвергнув мораль, идею подчинения и служения общественно признанным идеалам, избавляется от чувства долга".

Конечно, анализ последствий  массовизации, выполненный Ор-тегой-и-Гассетом, во многом справедлив, но он в какой-то мере упрощает последствия изменений, особенно в сфере средств массовой информации, которые произошли за последнее столетие и, видимо, будут происходить и в нынешнем столетии.

социальная общность группа интеграция

Да, "пресса быстро научила, как  массивизировать человека. Она сумела найти его, когда он один, дома, на работе, на улице. С тех пор радио и телевидение пошли дальше. Они приносят ему домой, воссоздают специально для него в четырех стенах то, за чем ему раньше нужно было идти в кафе, на площадь, в клуб".

Да, "организация поднимает интеллектуальный уровень людей, находящихся в  массе, так как формирует благодаря  взаимообогащению мнений, предложений  лидеров - "аристократов духа" наиболее тонкие и глубокие идеи, коммуникация (массовая - А. Э.) понижает его, погружая их в толпы на дому".

Но нельзя, упрощая проблему, считать, что рост массовизации во всех случаях ведет к нарастанию пошлости, глупости, проявляющихся в решении важнейших социальных процессов "человеком с улицы".

Прежде всего классические социальные исследования механизмов влияния средств массовой информации, проведенные П. Лазерсфельдом, показали, что средства информации чаще всего воздействуют на индивида не напрямую, а опосредованно - через лидеров общественного мнения, которые всегда имеются в бригаде рабочих, семье и т.д. Иными словами, и в век средств массовой информации индивид в конечном счете вырабатывает культурную, политическую позицию в групповой дискуссии, а не при непосредственном просмотре телепередач, чтении газет или прослушивании радиопередач.

Далее. Мы забываем о тех, кто передает информацию. Разве они не выразители чьих-то социально-групповых идей, интересов? В конечном счете то, что будет передано массовизированному индивиду, слушателю или зрителю, зависит от того, какие группы людей, достаточно ярких и ловких, сумеют найти доступ к средствам массовой информации, какие идеи они сочтут нужным внушать массовизированному индивиду. Распространяемые идеи, следовательно, есть результат не массовизации, а хорошо продуманных групповых целей и интересов.

Еще один момент. Разве возможности  внушения этой группой людей беспредельны? Ведь нельзя же полностью оглуплять  массовизированного человека, лишать его элементарной способности анализировать. Как уже отмечалось, массовизированного человека легко обмануть, но он умеет учиться на собственных ошибках. Итак, массовизация социальной жизни - это, видимо, неодолимая тенденция современной социальной жизни, но ее отрицательное воздействие нельзя абсолютизировать. Механизмы массовизации индивида могут органично включать в себя групповое воздействие, групповую обработку и выработку распространяемых, внушаемых идей.

3. Социальные  группы, их многообразие. Признаки  групповой общности

При сходстве интересов  и наличии совместного действия мы имеем дело с реальными группами, а при простом сходстве признаков  или позиций мы имеем дело с  номинальными, или статистическими, группами. Только реальные группы можно  считать действительными субъектами социального и экономического действия, то есть социальным группами. Социальную группу следует отличать от агрегата и социальной категории. Социальная категория является статистической номинальной группой. Люди, отнесенные к той или иной социальной категории, не взаимодействуют друг с другом и необязательно придают значение тем характеристикам, согласно которым их объединяют. Преобладающая часть исследований, в которых по ряду признаков выделяются страты общества, посвящены номинальным группам.

С реальными группами не следует смешивать так называемые социальные агрегаты, которые являются продуктом механической концентрации людей, находящихся в случайном  взаимодействии благодаря единству времени и места. Социологи выделяют также квазигруппы ("как бы" группы) - неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. К ним  относят аудитории и толпы. Квазигруппы  могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками  будут устанавливаться отношения  солидарности и контроля.

Почему люди объединяются в группы? Прежде всего, объективно группа является основным фактором, способствующим выживанию. Собственно, этим объясняется  то, что социальная жизнь немыслима  без образования групп. Так, члены  группы могут действовать более  эффективно, чем в одиночку, благодаря  разделению ролей. В группе можно  удовлетворить стремление к социальному  одобрению, уважению и доверию, легче  преодолевать отрицательные эмоции.

Виды социальных групп. Можно выделить несколько видов  групп, отличающихся по социально значимым признакам.

В зависимости от степени  солидарности различают первичные  и вторичные группы. Первичной  группе свойственна высокая степень  солидарности, глубоко развитое чувство "мы". Первичная группа - это  чаще всего небольшая по численности  неформальная группа, в которой связь  поддерживается непосредственными  личными контактами. Первичные группы (например, семья, родственники, друзья, ближайшие соседи) выполняют роль первого связующего звена между обществом и личностью. Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют межличностные эмоциональные отношения. Основное значение в этих группах (школьный коллектив, футбольная команда, рабочая группа и т.д.) придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции.

Большие социальные группы - это совокупности людей, существующие в масштабах общества (классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы и др.). Принадлежность индивидов к большой  группе определяется на основе объективных  признаков. Лица, относящиеся к большой  группе, могут не иметь непосредственного  контакта с др. членами группы и  даже не сознавать своей принадлежности к ней. Другой вид социальных групп  образуют малые группы - это некоторое  число людей, взаимодействующих  друг с другом на регулярной основе (семья, трудовой коллектив, соседские  общности и т.п.). Отличительными чертами  малой группы являются:

способ взаимодействия между ее членами;

членство, то есть чувство  принадлежности к данной группе;

идентичность с точки  зрения посторонних (отличающая группу символика, язык, манера поведения и  пр.).

Каждая малая группа обладает определенной структурой, выражающейся в системе статусов (позиций) и  ролей. Различают также формальные и неформальные группы. Формальные группы функционируют в соответствии с установленными (обычно - официально) положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных симпатий и антипатий.

4. Внутренние  и внешние факторы интеграции  группы

Группа развивается как  живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.

К примеру, семья во всех учебниках рассматривается как  высоко-интегрированная групповая  общность. Но семья на пороге развода  являет собой пример деградирующей  группы; чувство "Мы" хотя и существует, но мало обязывающее; взаимоподдержка, взаимопомощь имеют примитивно-элементарные формы. Семья как группа мало авторитетна в представлении ее членов: мало кто думает о ее престиже, мало кто стремится к усилению ее единства.

Проблема факторов интеграции группы всегда представляла интерес  для исследователей. Как, почему сплачивается группа и что разрушает ее?

Обозначим две исходные точки, которые послужат нам в  какой-то мере ориентиром для понимания  внутренних движущих сил интеграции:

группа не может возникнуть при отсутствии у людей общих  целей;

верность группе, готовность следовать групповым нормам, требованиям, идти на жертвы ради коллектива возникают  в том случае, если люди получают или обоснованно ожидают от группы определенных вознаграждений, поддержки, помощи, престижа.

Причем если вознаграждения, получаемые в данной группе, ощутимо  ниже вознаграждений в соседних конкурирующих  группах, то уровень приверженности Актора данной группе, ее лидерам, традициям снижается - иногда настолько, что он переходит в другую группу.

Информация о работе Понятие социальной общности. Проблема общностей в социальной науке