Понятие социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:28, реферат

Описание

Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработка антикризисных мер социальной защиты населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие социальной защиты населения…………………………….5
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения………………5
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения……………11
2. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения…………………………………………………………………………19
2.1 Проблемы системы социальной защиты населения………………19
2.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения...21
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

механизмы социальной защиты населения.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Конституция Российской Федерации установливает, что Россия является социальным государством[1,4]. Построение государства, которое могло  бы быть с полным на то основанием названо  социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

Среди частных проблем  совершенствования социальной защиты основными являются следующие:

1. стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2. погашение задолженности  работникам по заработной плате;

3. расширение источников  финансирования социальных услуг;

4. совершенствование  адресной системы социальной  поддержки населения;

5. введение единого  порядка корректировки шкалы  и ставок подоходного налогообложения.

2.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения

Основными задачами новой  социальной политики, построенной с  учетом обеспечения социальной поддержки  населения в условиях экономического кризиса, должны стать: последовательное решение комплексных проблем, охватывающих вопросы безопасного и устойчивого социального развития; повышение уровня и качества жизни граждан; преодоление чрезмерного имущественного расслоения общества и формирование массового среднего класса; укрепление института семьи как наиболее устойчивой формы самоорганизации и социализации личности; сохранение и укрепление нравственных традиций и ценностей народов, населяющих Россию; создание условий для достойной жизни и деятельности будущих поколений; повышение имиджа России в мире. Социальная политика, построенная на принципах социальной защищенности, должна складываться из последовательной реализации двух ключевых задач: разработки законодательного обеспечения и реализации стандартов качества и уровня жизни россиян, гарантирующих качество и безопасность жизни и здоровья, образования, быта всех слоев населения, каждой семьи и каждого гражданина России; создания и развития инфраструктуры широких возможностей для самореализации, саморазвития, собственных инвестиций общества и каждого гражданина в свое будущее и будущее своей семьи

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение  социальных расходов в пользу  бедных домохозяйств.

Чтобы высвободить необходимые  бюджетные ресурсы, предусматривается  сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот  и выплат, предоставляемых по категориальному  принципу. Необходимо пересмотреть федеральное  социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

Совершенствование адресного предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.

2) Перераспределение  полномочий по реализации федерального  социального законодательства. Стратегия  реформирования социального сектора  предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в  финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении  величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой  сфере - расширение возможностей  граждан, пользующихся бесплатными  или субсидируемыми услугами, по  выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Учитывая международную  практику, а также отечественный  опыт, можно предложить в качестве основных принципов социальной защиты работающего населения следующие:

- социальная ответственность  государства и общества за  бережное отношение к личности  и защиту его многочисленных  прав;

- социальная справедливость, т.е. обеспечение равных условий  труда, его охраны, защиты здоровья  и получения компенсаций достаточного  уровня при утрате здоровья и трудоспособности, разного рода реабилитационной помощи;

- всеобщность и обязательный  характер социальной защиты работников  от социальных и профессиональных  рисков, минимизация их уровня, открытость  и доступность информации;

- многосубъектность социальной защиты. Ее субъектами являются государство, предприниматели, товарищества социального страхования, профессиональные организации трудящихся и другие заинтересованные в социальной защите населения организационные структуры общества;

- солидарность субъектов социальной защиты в целях обеспечения ее наибольшей эффективности, ее многоаспектности и разнонаправленности, минимизации социальных и профессиональных рисков, оптимального распределения соответствующего финансового бремени между участниками на основе заключения социальных договоров;

- разноадресность социальной  защиты, широкие спектр ее форм  и степень охвата, начиная от  гарантий для всех трудящихся  и заканчивая обеспечением отдельных  категорий населения, в том  числе конкретных лиц;

- экономическая и социальная  свобода трудящихся в сочетании  с их личной ответственностью  за сохранение здоровья, трудоспособности, с правом объединения в союзы  для обеспечения собственной  защиты.

Высокая степень социальной защиты включает в себя меры не только финансового характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения защиты требуется "объединить институт возмещения ущерба, государственное социальное страхование и социальное обеспечение", в последнее включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и "преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных случаев на производстве".

По этой причине рассчитывать на значительные успехи при проведении социальной политики и на достижение высокого уровня социальной защищенности населения - до стабилизации экономического положения страны - несомненно сложно. Но и достижение экономической стабильности дело весьма трудоемкое. Более того, весьма болезненным для населения оказался этап либерализации цен, период проведения жесткой финансовой политики, без которых невозможен был переход к рынку, нельзя было остановить так называемую инфляционную спираль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотренные в работе проблемы системы социальной защиты в условиях кризиса требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то,0 какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы  

 

1.  Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики /С.Н. Смирнов. – М.: Гелиос АРВ, 1999.

2.   Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003.

3.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.

 




Информация о работе Понятие социальной защиты населения