Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:37, контрольная работа
Рыночная экономика, при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики.
Введение
Рыночная экономика,
при всём разнообразии её моделей, известных
мировой практике представляет собой
социально ориентированное
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо ещё и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные решения, приводящие к стабилизации экономической ситуации, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм
финансовых отношений характеризует
относительное обособление
Финансовая система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической формации. В более узком понимании она рассматривается как система финансовых учреждений государства. В процессе эволюции социально-экономических отношений или результате революционных изменений и реформ общественно-экономическая формация сталкивается с изменениями финансовой системы, с их сужением или расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач государственным аппаратом, включая повышение финансовой маневренности.
Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой
1. Сущность и содержание понятий «прожиточный минимум», «потребительская корзина»
Уровень жизни - экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и др. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум».
Прожиточный минимум - следующий социальный стандарт, обобщенный показатель или шкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначает низкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом минимальных физиологических норм потребления товаров и услуг.
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерное соотношение - один к двум.
Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины. Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Содержание потребительской корзины разрабатывается Институтом социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН и Институтом питания РАМН и утверждается Министерством труда и социального развития РФ один раз в пять лет. Условия переходного периода, когда экономическая ситуация меняется стремительно со сменой состава Правительства РФ (семь раз за семь лет), ставят эту норму вне экономической жизни населения.
Стоимость минимальной потребительской корзины, т.е. ее содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Расчеты прожиточного минимума в настоящее время осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минтруда России в ноябре 1992 г.
Бюджет прожиточного
минимума представляет собой показатель
потребления важнейших
Прожиточный минимум дифференцирован по зонам России и по социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Зоны определяются по показателям условий жизни в различных регионах России.
Правительство
Воронежской области изменило величину
прожиточного минимума. В постановлении
от 7 февраля 2012 года сказано, что теперь
в расчёте на душу населения прожиточный
минимум составляет 5 662 рубля. Для
трудоспособного населения этот
показатель равен 6 051 рублю, для
пенсионеров – 4 627 рублям, для детей –
5 811 рублям.
Стоит отметить,
что в октябре 2011 года сумма прожиточного
минимума была несколько больше. В расчёте
на душу населения она составляла 5 875 рублей.
Для трудоспособного населения этот показатель
был равен 6 281 рублю, для пенсионеров –
4 799 рублям, для детей – 6 027 рублям.
Таким образом,
правительство снизило сумму прожиточного
минимума более чем на 200 рублей.
Качественный состав и количественные характеристики наполнения потребительской корзины обосновываются с уметом важнейших характеристик жизнедеятельности людей, определяемых:
- физиологическими нуждами (биологический фактор), половозрастным составом семьи (демографический фактор), природно-климатическими условиями (географический фактор);
- энергетическими затратами, зависящими от вида, тяжести и напряженности труда (производственный и трудовой факторы);
- национальными особенностями (этнический и культурный факторы).
На потребности, связанные с качеством и объемом питания, требованиями к медицинскому обслуживанию, бытовым, транспортным услугам, влияет и ряд других факторов (состояние здоровья, семейное положение и др.).
Следует отметить, что услуги здравоохранения, образования и социального обслуживания в состав потребительской корзины не включаются. Имеется в виду, что их минимальные объемы предоставляются населению бесплатно учреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.
Учитывая масштабы территории нашей страны, определение минимального набора продуктов питания проводится по 16 зонам (выделенным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления), непродовольственных товаров и услуг- по 3. Такое «районирование» позволяет рассчитать стоимость потребительской корзины в субъектах. Федерации в соответствии с рекомендуемыми для определенной зоны объемами потребления по продовольственным товарам, непродовольственным товарам и услугам.
Важность принятия Закона обусловливается тем, что исчисляемая на основе потребительской корзины величина прожиточного минимума (ПМ) является индикатором, позволяющим:
- оценить уровень жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обосновать устанавливаемые на федеральном уровне МРОТ, величину стипендий, пособий и других социальных выплат, учитываемых при формировании федерального бюджета.
Задержка с принятием Закона негативно сказалась на ходе законодательного процесса и социальном положении населения. По оценкам экспертов, потребительская корзина по своей структуре и величине все больше отклоняется от минимально необходимых величин (в 1,5-2 раза), обеспечивающих простое воспроизводство населения. Так, стоимостное ее выражение - прожиточный минимум - на сегодня должно быть не менее 7-8 тыс. руб. в месяц на человека, а это означает, что нынешний МРОТ составляет лишь 15% реального прожиточного минимума.
Социальные функции, "выполняемые" потребительской корзиной, трудно переоценить: государственная статистика отслеживает рост цен на те товары и услуги, которые в ней содержатся, причем именно в той пропорции, которая задана ее структурой. Это существенно влияет на такие параметры, как официальные показатели инфляции, от которых зависит индексация социальных выплат (пенсий, пособий), ставка рефинансирования Центрального банка, уровень бедности.
Величина потребительской корзины (ее стоимостная форма - ПМ) - камень преткновения интересов представителей исполнительной власти и миллионов людей с низкими доходами. В этой связи многие эксперты считают, что применяемый в нашей стране метод отнесения населения к категории бедных на основе ПМ обладает множеством недостатков и требует более совершенной критериальной базы. Например, страны Восточной Европы, вступившие или готовящиеся вступить в ВТО и Евро-союз, уже перешли на определение границы бедности как определенной доли от среднедушевого дохода. Такой подход, по мнению директора ВЦУЖ В.Бобкова, наряду с абсолютным определением границы бедности позволяет более точно оценить ситуацию с уровнем жизни населения и проводить более эффективную социальную политику.
Заключение
Анализ экономики
России за последние несколько лет
позволяет подтвердить
2. Характеристика финансовой системы РФ
2.1 Сущность финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовая система включает в свой состав сферы централизованных и децентрализованных финансов, основным признаком выделения которых является характер образуемых денежных фондов.
Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Звеньями централизованных финансов являются: бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.
Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Звенья децентрализованных финансов включают в свой состав: финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.