Позитивистское учение О.Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:31, реферат

Описание

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Па¬риже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…..3
1.Классификация наку..............................................................................................................4
2.Социальная статика...............................................................................................................5
3.Социальная динамика............................................................................................................6
Заключение…………………….……………………………………………………….….. ..9
Список используемых источников……………………………………………………....... 10

Работа состоит из  1 файл

Позитивистское учение О.Конта,социология.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

Подразделяя прогресс на материальный (улучшение  внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизического  мировоззрения к позитивному) и моральный, развитие коллективности и нравственности чувств), Конт придавал основное значение последним двум областям. Он писал, что социальный организм основывается на совокупности взглядов, «мнений», постепенно изменяясь, оказывает влияние на все прочие стороны общественной жизни. А раз так — в основу социальной динамики должна быть положена история человеческого духа.

Важнейшими  показателями развития разума являются, по Конту, наиболее общие абстрактные  понятия, поэтому о степени развития общества можно судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три главные стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.

Закон трех стадий — краеугольный камень контовской социальной динамики —  является одновременно историческим и  логическим законом: три стадии развития человеческого ума соответствуют  трем аналогичным стадиям развития истории.

Теологическую, или физическую стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали  жизнь внешним предметам и  видели в них богов. При политеизме, получившем наибольшее распространение в Древней Греции и Риме, жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством которых объяснялись все явления. Создавалось «поэтическое мировоззрение», способствующее развитию художественного творчества, но неспособное руководить практикой. В этом Конт видел причину слабого развития материальной культуры в древности.

Эпоха монотеизма — это эпоха христианства. Религия одного бога изменяет образ  мира, политические и общественные отношения, обычаи, мораль. Конт пространно описывал якобы необыкновенную гармонию между средневековым государством и религией и считал католицизм творцом «величайшего до сего времени политического шедевра человеческой мудрости». Именно в средневековье следует искать образцы некоторых социальных учреждений.

Метафизическая  стадия, охватывающая 1300 — 1800 гг., казалась Конту переходной эпохой, для которой  характерно разрушение старых верований  — фундамента общественного порядка. Реформация, философия Просвещения, революция («политический триумф метафизиков и правовиков» - таковы важнейшие события этой эпохи). Негативная критическая философия привела к упадку все авторитеты, власть господствующих классов, религии. Однако, эмансипировав личность и угнетенные классы, революция, по мнению Конта, не создавала доктрины, которые могли бы объединить умы. Концепция французских революционеров, считает Конт, были основаны на незнании истории и ее законов. Стремиться к революционным изменениям — значит идти против законов истории, нарушать ее закономерный ход, ввергать общество в болезненное состояние и т.п. «Метафизический дух», родившийся в эту эпоху, санкционировал философские сомнения, моральную испорченность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая придет на смену ложным, фиктивным доктринам и выполнит интегрирующую общественную роль.

Свидетельством  того, что общество постепенно вступает в последнюю, позитивную эру, служит распространение наук, рост их общественного значения и создание теории позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоническое и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование научных открытий на пользу всему человечеству. Характерными чертами позитивной эпохи являются победа альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир.

По сравнению  с некоторыми современными и предшествовавшими историческими и философско-социологическими сочинениями контовская социальная динамика была не лишена известных достоинств. Конт пытался раскрыть закономерность социальной эволюции, которой не замечали историки-волюнтаристы. Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму — точку зрения общества как целого. Плодотворен был и его историко-эволюционный подход к религии, развитие которой Конт связывал с широким кругом социально-политических отношений, хотя единство общества и связь между определенными формами религии и социально-политической организации он выводил не из экономической структуры, а из идейной общности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.

О. Конт стал основателем не только новой  науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые  поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.

Многие  идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот западной социологической  мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на общество как на органически целое, развитый в органицистских теориях.

Плодотворным  было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем.

Таким образом, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу  социальных явлений и процессов.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1.Г.В.Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.  академик РАН - М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА.- М,2010. - 576с.

2.Кравченко  А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Издательская корпорация «Логос»,  Екатеринбург: «Деловая книга», 2010. - 382 с.

3.Волков  Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп..- М.: Гардарики, 2010 - 512 с..: ил.

4.Новикова  С.С. Социология: История, основы, институционализация в России. –  М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009 – (Серия «Библиотека студента»)-258с.

Информация о работе Позитивистское учение О.Конта