Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:23, курсовая работа
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность социальной защиты населения ……………… 4
2. Роль социальной работы в защите населения ……………………… 5
3. Проблемы и пути реформирования системы социальной
защиты населения в России …………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………………… 15
Список использованных источников …………………………………... 17
ü лицам предпенсионного возраста;
ü военнослужащим, уволенным в запас;
ü бывшим воинам – участникам военных конфликтов;
ü инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
ü лицам, продолжительное время не имеющим работы;
ü лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
Ø выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
Ø охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
Ø оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
Ø равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
Ø реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
3. Социальная защита
нетрудоспособных граждан
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.
Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:
Ø всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
Ø полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
Ø жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
Ø осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
Ø проживанию в семье;
Ø сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
Ø имущественным интересам;
Ø достойному обеспечению ритуальными услугами.
4. Социальная защита
семьи как основополагающей
Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.
Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:
Ø определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
Ø нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
Ø разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
Ø нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
Ø разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
Ø разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
Ø разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
Ø институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
ü демонополизация;
ü развитие инфраструктуры;
ü приватизация социальных объектов;
ü регулирование платных социальных услуг.
Ø инвестиционная политика в социальной сфере;
Ø определение приоритетов развития социальной сферы;
Ø инновационная политика социальных технологий;
Ø формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
Ø формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
Ø создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.
Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.
Определяющее значение в
успехе решения проблем социальной
защиты будет иметь адекватность
финансовых ресурсов, предназначенных
на эти цели, потребностям людей. Сложившееся
государственное
Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).
Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.
В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.
В условиях глубокого трансформационного
спада производства в России первые
шаги по восстановлению ранее достигнутых
объемов производства при благоприятной
внешнеэкономической
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
Таблица 1.
Динамика основных
социально-экономических
Вариант |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002-2005 гг. |
2006-2010 гг. |
2000-2010 гг. | ||
в среднем за год |
за период |
в среднем за год |
за период |
в среднем за год | |||||
Инерционный ВВП |
95,1 |
103,2 |
105,5 |
103,2 |
103,6 |
100,9 |
107,2 |
101,4 |
112,5 |
Продукция промышленности |
94,8 |
108,1 |
108,0 |
101,0 |
110,0 |
102,4 |
116,0 |
103,0 |
132,7 |
Инвестиции |
93,3 |
104,5 |
109,0 |
106,0 |
103,2 |
100,8 |
119,3 |
103,6 |
128,9 |
Экспорториентированный ВВП |
95,1 |
103,2 |
105,5 |
104,0 |
110,4 |
102,5 |
108,3 |
101,6 |
122,9 |
Продукция промышленности |
94,8 |
108,1 |
108,0 |
104,5 |
120,2 |
104,7 |
127,6 |
105,0 |
160,6 |
Инвестиции |
93,3 |
104,5 |
109,0 |
106,5 |
126,2 |
106,0 |
131,9 |
105,7 |
176,4 |
Инвестиционно-активный ВВП |
95,1 |
103,2 |
105,5 |
104,5 |
122,5 |
105,2 |
126,4 |
104,8 |
158,0 |
Продукция промышленности |
94,8 |
108,1 |
108,0 |
105,5 |
126,2 |
106,0 |
133,8 |
106,0 |
178,1 |
Инвестиции |
93,3 |
104,5 |
109,0 |
107,5 |
146,9 |
110,1 |
145,6 |
107,8 |
228,8 |
Заключение
Переход к рынку, ухудшение
условий жизни значительной части
населения страны, в особенности
безработных, пенсионеров, семей с
детьми, выявили неспособность прежней
системы социального
В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения: