Правовая база отношений социального партнерства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:03, реферат

Описание

Наряду с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1. Основные понятия в марксистской социологии…………………………….3
2. Марксистская социология классов и классовой борьбы…............................4
Заключение……………………………………………………………………….6
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

СУРС.docx

— 30.18 Кб (Скачать документ)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………… 2

1. Основные понятия в марксистской социологии…………………………….3

2. Марксистская социология классов и классовой борьбы…............................4

Заключение……………………………………………………………………….6

Список использованной литературы…………………………………………....7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

    Наряду  с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение  во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих  основоположников Карла Маркса  и Фридриха Энгельса она заявила  о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и  других науках. Разработанное К. Марксом  и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими  видными представителями марксизма XX века.

    Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких  почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в  той стране, где он так долго  был бесспорным авторитетом и  объектом всеобщего поклонения. Мы так долго верили в правильность учения Маркса, что потом решительно стали обвинять его в наших  ошибках и промахах, пытаясь возложить  на него вину за неудачи в строительстве  нового общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ В МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 

    В настоящее время социология марксизма  подвергается основательной и порой  справедливой критике. Но как бы к  ней ни относиться, она является одним из течений современной  социологической мысли и имеет  своих сторонников во многих странах  мира.

    Социология  марксизма — это теория социального  развития общества, созданная К. Марксом  и Ф. Энгельсом в середине —  второй половине XIX века. Ее место и  роль в истории социологической  мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих  в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий  их жизни, через противоречия и конфликты  в реально существующем способе  производства. Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных  закономерностей.

    Следует, прежде всего, отметить две принципиальные концепции.

    1. Идеи рассматриваются в контексте  социокультурных ценностей того  времени и пространства, где и  когда они жили. Поэтому неправомерно  отождествлять их воззрения с  ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются  авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

    2. Маркс и Энгельс одними из  первых стали использовать эмпирические  социологические исследования в  своих теоретических работах  — “Анкета для рабочих”, “Положение  рабочего класса в Англии”  и др.

    На  становление социологии марксизма  в той или иной степени оказали  влияние диалектика Гегеля, а также  политико-экономические и социологические  воззрения таких мыслителей предшествующего  периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материалистических основ жизни  общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной  направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в  историческом процессе.

    Марксистская  социология остается одной из наиболее влиятельных в настоящее время. Она противостоит многим классическим и современным социологическим  теориям. Исторический материализм  привел к появлению множества  различных объяснительных версий исторического  процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие  возможности в понимании социальных феноменов. В своей претензии  описывать социальную жизнь как  тотальность марксизма, видимо, не имеет  себе равных и в конце XX столетия.

    Вникая  в ближайшие причины, положившие начало разработке социологии в так  называемом материалистическом направлении, мы можем разделить их на две категории: 1) причины общего и необходимого характера и 2) причины частичные, более случайные.

    В своих ранних работах Маркс проявлял интерес к понятию отчуждения; эта тема в том или ином контексте  проходит и через многие его последующие  работы. Маркс широко известен своими взглядами на связь между экономической  жизнью и другими социальными  институтами. В основе его интересов  лежал, прежде всего, анализ жизнедеятельности  обществ, организованных в социальные классы. Теория социального изменения  находит у Маркса выражение в  теории классовой борьбы, которая  выступает, по его утверждению, "двигателем истории"; эта идея настолько глубоко  пронизывает творчество Маркса, что  марксистскую теорию в западной социологии именуют иногда просто "теорией  конфликта". 
 

       МАРКСИСТСКАЯ  СОЦИОЛОГИЯ КЛАССОВ  И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ 

    Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Социологическая теория марксизма  включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и  классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями.

    Маркс считал, что в капиталистических  обществах причиной социального  расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может  продавать только свой труд, - угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Во всех известных  ему обществах характер этих отношений  был таков, что социальное положение  подавляющего большинства индивидов  довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой  смерти. Такое положение вещей  в принципе не исключало определенную социальную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельными индивидами, что не оказывало существенного влияния  на социальную жизнь в целом. Классовое  деление приводило к тому, что  одни группы людей благодаря своему социальному положению имели  материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования  и выживания. В социальной поляризации  Маркс видел источник антагонизма  классов, глубинную причину классовой  борьбы. Таким образом, по Марксу, люди являются продуктом общества и, прежде всего объективного положения в  процессе производства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий  взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда  не был догмой и существенно корректировался  сообразно изменению социальных реалий.

    В работах начального периода Маркс  акцентирует жесткую социальную дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению  всех людей на две группы — угнетателей  и угнетаемых, а классовая борьба трактуется им не иначе как сердцевина исторического процесса. С этих позиций  социолог характеризует современное  ему капиталистическое общество как общество антагонистическое  — буржуазия и пролетариат  являются основными силами, которые  вступают в непримиримую борьбу друг с другом. Кроме указанных классов, в капиталистическом обществе есть еще много промежуточных групп  — ремесленники, торговцы, крестьяне  и другие.

    В последующих работах — “Классовая борьба во Франции” “Восемнадцатое брюмера  Луи Бонапарта” — Маркс более  обстоятельно анализирует социальную структуру капиталистического общества, выделяя промышленную, финансовую, торговую, мелкую буржуазию, крестьянство, пролетариат и люмпен-пролетариат. При этом он вводит уточняющие критерии класса, отмечая не только отношение  к средствам производства, но и  общность деятельности, способов мышления и образа жизни. Особенно важно для  вычленения класса, по мнению Маркса, —  осознание принадлежности к социальному  единству, ощущение отличных интересов  от интересов других групп, наличие  воли к совместным действиям. Он подчеркивал, что различие классовых интересов  проистекает не из субъективного  мышления индивидов, а из их объективного положения в обществе и, прежде всего  в процессе производства. Люди могут  не осознавать своих классовых интересов  и, тем не менее, руководствоваться  ими в своих действиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       заключение 

     Да,  теория Маркса была не совершенна, может  возникнуть вопрос является ли он великим  ученым или «популистом», стремящимся  создать себе популярность раздачей невыполнимых обещаний всем тем, кто  недоволен своим общественным положением? Но было бы несправедливо не замечать значительных его заслуг  перед  социологией.

     По  мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как  К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает  борьба между антагонистическими общественными  классами. По Марксу, классы возникают  и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

Никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования  классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего  раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том  капиталистическом обществе, которое  существовало в его время. Поэтому  в большинстве современных работ  по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников  марксизма, и у авторов, далеких  от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002 – 211 с.
  2. Каутский К. «К критике теории и практики марксизма» - М.: Юнити, 2003 – 154 с.
  3. Лукач Г. «История и классовое сознание: Исследование по марксисткой диалектике» - М.: Логос-Альтера, 2003 – 258 с.
  4. Осипов Г. В., Тульчинский М. Р., Кабыща А. В. и др. «Социология», учебник для высших учебных заведений – М.: Наука, 2002 – 527 с.

Информация о работе Правовая база отношений социального партнерства в Республике Беларусь