Правовая социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, реферат

Описание

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.

Содержание

Введение 2

Сущность процесса правовой социализации личности 4

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Работа состоит из  1 файл

правовая социализация личности.docx

— 24.91 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО Российская международная академия туризма

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Социология»

 

на тему:

                   «Правовая социализация личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 2

 

Сущность процесса правовой социализации личности 4

 

Заключение 11

 

Список использованной литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый  человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15—25 лет. Суть его — в  социализации, т.е. усвоении личностью  социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и  самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены  в окружающей предметной и духовной действительности.

Личность  и общество взаимодействуют в  процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы  и социально-исторический опыт, который  передает общество.

С раннего  детства ребенка окружают люди, которые  передают ему навыки и умения взаимодействия  с обществом. Достижением цивилизации  является утверждение, что люди рождаются  равными перед Богом, как его  подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед  законом.

В данной работе мы попробуем рассмотреть  проблему социализации в общем и  в российском обществе последнего времени.

 

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид  – это единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Механизм  и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс усвоения индивидом  на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Термин «социализация» принадлежит  французскому социологу Э. Дюркгейму.

Личность  и общество взаимодействуют в  процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости  от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях  является поиск своего социального  места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные  агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного  опыта. Институты социализации –  это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.1

Первичная социализация происходит в сфере  межличностных отношений в малых  группах. В качестве первичных агентов  социализации выступает ближайшее  окружение индивида: родители, близкие  и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших  социальных групп и институтов. Вторичные  агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители  администрации школы, армии, государства  и т.д.

Каждый  агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может  научить и воспитатель. Агенты первичной  социализации взаимозаменяемы и  универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно  ибо каждый институт нацелен на решение  своих задач в соответствии со своими функциями.2

Социализация  проходит этапы, совпадающие с так  называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя  взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация  – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.3 

Ресоциализация  – это процесс обучения новым  ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Фрейд выделял  ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка  копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания  принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь  оказывает ближайшее окружение  ребенка.

Имитация  и идентификация являются позитивными  механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют  или запрещают некоторые образцы  поведения.

В последние годы при анализе  проблем социализации все чаще высказывается  мнение о том, что успешная социализация предполагает не просто усвоение индивидом  образцов социального поведения  и их интернационализацию, но также  и умение противопоставить им свои собственные ценности и нормы, если они явились результатом творческого  осмысления человеком более высоких по отношению к массовой культуре моделей поведения. В процессе такой социализации происходит не просто усвоение и некритичное принятие индивидом норм и ценностей общества, но и их творческое развитие.

В рамках этого  общего процесса социализации индивида можно выделить отдельно правовое воспитание как процесс формирования системы  знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения. Задача правового воспитания – превращение правовых ценностей  и норм из вешних мотивирующих факторов во внутренние убеждения и реальные поступки, свидетельствующие об уважении к праву. Наиболее развитой формой правового  воспитания является самовоспитание личности, ее самосовершенствование в познании права и в выработке осознанного  уважительного отношения к правовым принципам, ценностям и нормам.

Процесс формирования правового сознания человека включает в себя чувственную и рациональную составляющие. Особое значение при  этом имеет формирование у индивида правового чувства, в основе которого лежат чувства справедливости, вины, ответственности, честности. Именно правовое чувство, общие представления о  правомерном и противоправном, о  справедливости, о принципах и  требованиях права нередко позволяют  человеку верно ориентироваться  в правовой сфере и без специальных  юридических знаний.

Важнейшим фактором правовой социализации индивида является общий уровень правовой культуры в обществе. Так, социология правовой культуры предполагает:

• теоретическую разработку вопросов социализации личности и изучение механизма  правовой социализации;

• исследование общественного  мнения относительно роста преступности и отношение к ней;

• исследование правового  сознания личности, социальных групп  и общества в целом и его  влияние на правовое поведение; •  · разработку эффективных методов ресоциализации (т.е. перевоспитание) преступников в результате проведения исследований в местах отбытия наказаний./2


Одним из существенных компонентов  правовой культуры являются правовые знания и элементы правовой культуры, которые личность получает из официальных  вестников законов, учебных изданий, газет, консультаций юристов, средств  массовой информации.

Прививая  личности зачатки правовой культуры, не следует забывать что динамика ценностных миров включает напряжение созидательного и бессознательного, рационального и интуитивного, глубоко  проникающего в суть процессов и  поверхностно-рационализирующего по поводу нравственных многообразных отношений  в обществе.

Исследования  морального сознания молодежи показывают, что молодые воспринимают жизнь  сегодняшней России драматичной. В  сознании нарастает скепсис в  оценки настоящего и ностальгия по прошлому.

В повседневном нравственном сознании студентов преобладает  прагматизм, они выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не чувствуют уверенности  в будущем.

Характерно  то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее, чем  у юношей. Они выражают большее  беспокойство по поводу негативных явлений  в обществе.

С понятием «рынок»  в России получило развитие прагматическое отношение к обществу, которое  в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.

В целом можно  сказать, что реформа общества не подготовлена теоретически, организационно, морально, культурно, социально, экономически, политически.

Невозможно  развитие правовой культуры в обществе, где законы не соблюдаются большинством, где предвыборные обещания не выполняются  и власть не несет ответственности  за не стабильность в государстве.

Во времена  советской власти проблема социализации практически решалась с помощью  обобществления личности.

Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация  так же обязывали к определенному  стилю поведения. Дети с раннего  возраста чувствовали себя причастными  к общественной жизни, воспитывались  на примерах патриотизма, любви к  животному и растительному миру.

В настоящее  время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в  условиях создания разнообразной социокультурной  и образовательной сферы.4

Эта проблема еще  более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку  здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Основным субъектом  самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции  самообразования, на основе которых  личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и  нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Самообразование выступает как вид свободной  деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным  выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение  культурного, образовательного, профессионального  и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется  в первую очередь посредством  деятельности человека одним из видов  которой является самообразование.    

В самообразовании  проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в  соответствии с потребностями личности.

В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих  социально-политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение  образования и профессиональной подготовке.

В узком смысле под социальной политикой в области  самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных  и негосударственных организаций  по созданию благоприятных условий  для его развития в структуре  образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.

Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации. Однако не только сфера  права является показателем цивилизованности общества. Как мы уже убедились, право  не способно регулировать проявление девиантного поведения. Например, в  Государственной Думе все чаще и  чаще всплывает вопрос о легализации  проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения.

Люди, которые  серьезно рассуждают о том, что порок  должен пополнять бюджет, способный  заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от нее  выгоду.

Позитивная  социализация личности, ориентированной  на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее  время криминализируется и деградирует. В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью  люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм, справедливость, свобода.

Свобода требуется  и для самообразования.  Если человек  для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто  в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется.

Информация о работе Правовая социализация личности