Предмет и методы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.

Содержание

Введение
1. Наука социология, объект, предмет науки. Роль социологии в жизни
общества
2. Методы социологических исследований (опрос, изучение документов)
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

1 вариант.docx

— 36.04 Кб (Скачать документ)

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают  три основных вида социологического исследования:

1.Разведывательное;

2.Описательное;

3.Аналитическое. 

Методы сбора информации определяются задачами и направленностью  исследования. Вот некоторые из них:

1. Наблюдение — это  сбор информации путём визуального  фиксирования происходящих явлений  и событий. Бывает научным и  обыденным, включенным и не  включенным. Научное наблюдение  доказывается на практике. Включенное  наблюдение — это изучение  социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это  сбор информации на основе  введения определённого индикатора  в социальную среду и наблюдения  за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор  количественных данных на основе  представленной анкеты, которая  строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в  проблему),

основная часть (вопросы  по проблеме),

заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный  метод сбора информации, предполагающий  прямое взаимодействие интервьюера  и респондента. Бывает свободное  и стандартизированное.

5. Анализ документов —  сбор социальных данных при  изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п.  Необходимо отметить, что под  документом в социологии понимается  любой фиксированный носитель  информации. Разновидностью данного  метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации  в количественные показатели  и дальнейшая её статистическая  обработка[5].

1.Разведывательное.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется  для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения  и корректировки гипотез и  задач, инструментария и границ обследуемой  совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления  трудностей, которые могут встретиться  в дальнейшем.

Под первичной социологической  информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения методом:

- ответов опрашиваемых  на вопросы анкеты;

- интервью;

-записей  исследователя  в карточках наблюдения и др.;

- подлежащих дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные  задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о таком методе, как:

- экспресс-опрос, цель  которого состоит в получении  отдельных сведений, особо интересующих  исследователя в данный момент.

С помощью оперативных  опросов определяют отношение людей  к актуальным событиям и фактам (так  называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности  только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают  для оценки хода и результатов  различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов  сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного  исследования, может быть осуществлен  анализ специальной литературы, а  также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и  особенности объекта исследования.

2.Описательное.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным использовать метод:

- группировки;

- классификации и др. элементов  по тем характеристикам, которые  выделены в качестве существенных  в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может  быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий  и возрастных категорий, имеющие  различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или  население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение  в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность  осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а  кроме того, выявить наличие или  отсутствие связей между ними.

     Выбор методов  сбора информации в описательном  исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

3.Аналитическое.

Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет  особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного  исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется  наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда  и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием  труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его  производительности.

Поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку  почти в каждом аналитическом  исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы:

- основные и неосновные;

- временные и постоянные;

- управляемые и неуправляемые;

- контролируемые и неконтролируемые  и т.д. 

Подготовка аналитического исследования требует значительного  времени, тщательно разработанной  программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут применяться  такие методы, как:

- различные формы опроса;

- анализ документов;

- наблюдения.

Естественно, это требует  умения взаимосвязывать, `стыковать` информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием  своего подготовительного этапа  и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению  и объяснению полученных результатов.

Эксперимент – так же метод  аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем  изменения в той или иной степени  обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению `поведения` тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных  знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации  и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни  людей и т.п., глубоко затрагивающих  личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент  не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и  непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще  два вида социологического исследования:

4.Точечное;

5.Повторное.

4.Точечное.

Точечное исследование (его  еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления  или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный `срез` объекта.

5.Повторное.

Описанное  выше исследование  не дает ответа на вопрос о тенденциях  изменения  обьекта  во времени. Такие  данные могут быть получены лишь в  результате нескольких исследований, проведенных последовательно через  определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе  и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой  средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление  динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых  целей повторный сбор информации может проходить в два, три  этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой  и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные  интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции  в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший  срок повторного исследования - после  завершения приема в вузы или поступления  на работу.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация  видов социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате данной работы можно сделать следующие выводы, что социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни.

При определении предмета социологии социологи чаще всего обращаются к категории «социальное», тем самым подчеркивая, что в этом заключается ее отличие от других наук, которые изучают общество: экономики, политология и тому подобное. Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология.

В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях. Во-вторых, она включает в себя теорию науки об обществе, которая выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук.

В-третьих, все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект. В-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками.

В настоящее время социология вызывает к себе все больший интерес. Особенной популярностью пользуется ее практическая, прикладная часть. Благодаря социологическим исследованиям люди имеют возможность оценивать развитие событий и отношение к ним в настоящем, а значит, проектировать свое будущее.

Информация о работе Предмет и методы социологии