Предмет и объект познания социологии. Понятие социального. Функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:46, реферат

Описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки.

Содержание

1. Социология — наука об обществе
1.1. Понятие социологии в структуре социальных
1.2. Социология — система знаний
1.3. Структура социологии
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии
2.1. Социология — наука о социальных отношениях
общества
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности
2.3. Методы социального познания
2.4. Законы и категории социологии
2.5. Функции социологии
2.6. Социология в системе социальных наук

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 71.85 Кб (Скачать документ)

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в  них происходящих. Социальная  общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилизация  и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям  связан с общественными мировыми системами  и их взаимодействием, с различными типами культур, с  социальными  институтами  и  общественными  структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям  интересует общество как целостный социальный организм. В  отличие от макро-  микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и  социальных общностях. Микросоциология  обращена к социальному поведению, межличностному общению,  мотивации  действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.   

Социология — наука  о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между  общностями,  между общностями  и личностью, наука об обществе и общественных отношениях. 

1.2. Социология — система знаний 

Известно,  что  система — это  совокупность элементов, образующих  целостность. Наличие   определенной  структуры —  устойчивых связей  между элементами —  одно из важнейших свойств системы. Устойчивость  связи обеспечивает целостность и тождественность системы,  сохраняют  ее основные  свойства при внутренних  и внешних  изменениях. Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между  ними. Определить  социологию  как систему знаний — значит  дать конкретное  представление  об изучаемом  объекте в виде органически связанных  между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения  между социальными  общностями  как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой,  социальная  общность   имеет  свою  специфику,  обладает категориями,  интегративными,  то  есть объединительными   свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они  состоят. Но вместе  с тем существует  и «обратное»  движение: представление  о  личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится  богаче и  конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие  различных  свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения,  глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной  социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения  к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с  гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное  место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет  мотивацию поведения и  деятельности людей. Процедура анализа  деятельности личности,  общности людей  осуществляется в  науке в такой же роли, что и обряд в религии  или уголовно-процессуальном  кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена  процедура вывод  не может считаться  легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер.  Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность  теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий  об обществе, об общественных отношениях и т. п. 

1.3. Структура  социологии 

Структура любой науки всегда обусловлена  теми  задачами, которые  она. ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на  социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной  развернутой информацией  относительно тех  или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.  Теоретические знания определяют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии.   

Эмпирические  исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные  социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо конкретной социологической проблемы.

На  основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на  конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты  социального развития  общества и дающие им интерпретацию. Единственной  концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался  марксизм,  а  именно — исторический  материализм.  Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко  распространяются концепции социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество  возможных течений, школ, направлений со своих  методологический позиций   объясняющих   специфику  развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы  социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные,  специфические подсистемы  общественного целого  и социальных  процессов. Изучая те  или иные  основные закономерности развития общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности,  социальные институты  и социальные процессы. Именно, поэтому-то в  структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью  общественной системы;  во-вторых, выявить специфические для предметной сферы  внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту  Мертону. Но возникли  теории значительно раньше.  Они изложены   в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, Поля Лазарсфельда  и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают  особые формы  и сферы социального бытия и социальную  реализацию  форм общественного  сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного  сознания на уровне общества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне  конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную  систему  с ее  общими   и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт функционирующей  социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной  системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.  

В современной  социологии выделяется несколько групп  социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.  В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных  групп, социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения  и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологической теории — изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  теории — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту. 

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 

Что же  представляет объект и предмет научного познания социологии?  Совпадают  ли объект  и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология— наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки состоит в том, как понимать общество, процесс его  функционирования  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специфическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мыслителей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и сознательностью.    

Информация о работе Предмет и объект познания социологии. Понятие социального. Функции социологии