Предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве – тогда будет процветать государство». Рационалистическое мышление современной цивилизации гораздо более витиеватым и лукавым путем пришло к обоснованию подобного вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильными», т.е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Содержание

Введение
1. Предмет социологии.
2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии.
3. Социология и другие общественные науки.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 33.53 Кб (Скачать документ)

 

    План   

Введение

1. Предмет социологии.

2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии.

3. Социология и другие общественные науки.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.    

Знания об обществе стали  формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость  от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности  и воспроизводства все более  сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Много тысячелетий назад  китайские мудрецы советовали своим  властителям: «Держи народ в сытости  и невежестве – тогда будет  процветать государство». Рационалистическое мышление современной цивилизации  гораздо более витиеватым и лукавым  путем пришло к обоснованию подобного  вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильными», т.е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознать и на практике проверить подобный вывод (жизненный опыт многих людей  сплошь состоит из таких подтверждений), весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией – владеет  миром». Иными словами, в социологической  интерпретации значение гуманитарного  образования приобретает особый – весьма прагматический – ценностный смысл, а социальная компетентность человека рассматривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный капитал, обладатель которого вооружен магической формулой:

Знать – чтобы  значить.

Социальная значимость людей  является эквивалентом их общественного  достоинства, позволяет им реализоваться  в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Мы живем в стране, где  на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много  раз шли даже на смерть во имя  сохранения чести, достоинства, интересов  Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что  люди преодолевают самые сильные  жизненные инстинкты ради поддержания  духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная  социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных  стандартов, которое направляет и  осознанное, и бессознательное поведение  подавляющего большинства людей.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и  явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как:

наука,

искусство,

технология.

 

 

 

1. Предмет социологии.   

Социология - молодая наука, которая активно развивается, в  ней появляются все новые направления.

Социология - слово, состоящее  из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

О. Конт считал, что новая  наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором  каждую клеточку нужно исследовать  с точки зрения общественного  блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику  и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был  характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в  социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно  важна его мысль о том, что  наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.

Становление социологии как  науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с  именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся  наук. Ее методы, инструментарий берут  на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Среди  них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как  социологические методы позволяют  давать точные количественные оценки многих процессов общественного  развития.

Социология - наука о закономерностях  становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику  развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т. п.

Социологию можно определить как научное изучение специфики  общества и социальных отношений. Это  обстоятельство крайне важно подчеркнуть  еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика  развития общества и соответствующие  отношения в обществе.

В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".

Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся  устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести  такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и  учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения  между отдельными людьми и есть предмет  изучения социологии.

Социология как наука  может быть рассмотрена с позиций  объекта социологии и предмета социологии. Объектом социологии являются:

1. общество как целостная социальная реальность;

2. социальные организации;

3. социальные институты;

4. социальные взаимодействия;

5. социальные явления;

6. социальные процессы;

7. социальные отношения;

8. социальные общности;

9. социальные субъекты.

Предметом социологии можно  считать: систему существенных свойств  и законов, характеризующих бытие  объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования  и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов  и отношений.

В широком смысле слова  предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).

Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма  их организации.

Социология - это только обобщенное знание, описывающее конкретную социальную реальность. Последняя определяет социальное и социологическое знание, с помощью  которого в свою очередь исследуется  реальная социальная действительность. Социальное знание консервативно, как  любое прошлое знание. Социальная действительность всегда подвижна, постоянно  изменяется и тем всегда отличается от социального знания. Исследование ее позволяет, с одной стороны, привести наше знание в соответствие с изменившейся действительностью, чтобы успешно решать свои задачи. С другой оно пополняет копилку социального знания, тем самым развивая социологию.

Но задачи как частные, так и общие постоянно меняются, изменяется и тот аспект социальной действительности, который в данный момент интересует человека или общество. Соответственно меняется и аспект социального знания. Это хорошо видно на смене научных приоритетов в социологии и в целом в социальном познании.

Меняется и предмет  социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее  время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и  процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета социологии правомерно, поскольку отвечает интересам  и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

Но имеется и нечто  общее в социальном бытии и  обобщенном понятии социологии, что  собственно и делает ее специальной  дисциплиной и наукой. Следует  понять это общее, дать ему определение  и тем самым актуализировать. Можно назвать это предметом  социологии, но нельзя его смешивать  с пониманием предмета социологии в  его частном выражении, нашедшим отражение в специальных направлениях социологических исследований.

Таким общим для социологии выступает знание наиболее общих  законов развития и функционирования, или движения и изменения, социальной действительности: от самых общих  до законов среднего и частного уровня. Социология должна исследовать эти законы в чистом виде. Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

 

 

2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии.

Современная социология как  наука о социальных закономерностях  развития общества выполняет достаточно широкие функции.

Познавательная  функция 

Социология изучает и  объясняет закономерности социального  развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции  включает в себя также разработку теории и методов социологических  исследований, техники сбора и  обработки социологической информации.

Прогностическая функция 

На основе знания закономерностей  общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и  долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и  т. п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического  и социального управления.

Функция социального  проектирования

В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей  не только организации различных  социальных общностей, например, трудового  коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским  обществом большая часть профессионально  подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая  функция

Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести  кадров, изучением социально-психологической  обстановки в коллективах, управлением  социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками.

В рамках социальной инженерии  организационно-технологическая функция  проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей  функционирования определенной психологической  обстановки в социальной общности социологи  предлагают оптимальные способы  ее организации. Типичные примеры социального  изобретательства - молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного  типа, студенческие строительные отряды.

Управленческая  функция

Социология, в особенности  прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической  подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных  условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового  коллектива бессмысленно начинать без  анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает  схема: хотели - как лучше, а получилось - как всегда.

Информация о работе Предмет социологии