Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:31, реферат
Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология — это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение.
произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компо*
ненты, становятся просто грудами бумаги, металла или мрамора,
тоннами изведенной краски или кусками материи. И тогда они
могут являться предметом физики, химии или биологии, изучаю*
щих их структуру, строение или свойства, но не социальных или
гуманитарных наук.
По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фунда*
ментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность
доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:
1) идеационный;
2) чувственный;
3) идеалистический.
Если преобладает идеационная культура, то высшей цен*
ностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его
богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное
или отрицательное отношение.
В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл
имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование
ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в.
Ценности религии, морали, другие ценности идеационной куль*
туры приобретают
либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание
становится эквивалентом эмпирического знания, представлен*
ного естественными науками; они вытесняют религию, теологию
и даже философию.
Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сороки*
на, — промежуточная
между идеационной и
ности — это ценности разума, рационализирующего объектив*
ную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти
чувственна.
В обыденном сознании понятие «ценность», как правило,
ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятель*
ности и общественных отношений с точки зрения добра и зла,
истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запрет*
ного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оцени*
вание происходит с позиции своей культуры, следовательно, соб*
15ственная система
ценностей и воспринимается
как точка отчета для хорошего и плохого.
Культурология же исходит из понимания того, что ценностью
является весь мир культуры, что ценностные системы различных
культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть
своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней.
Что лежит в основе универсального и специфического в при*
роде ценностей? Существует огромная разница между тем, как
воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это
восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых
установок.
Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство,
ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях
о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах
в качестве наказания отсекают руку, в других — лишают свободы).
Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или
весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами
как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех
обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические
культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы,
соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются
продуктами той или иной культуры.
Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют?
Время от времени в той или иной культуре возникают опасения,
что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так,
сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «амери*
канизацией» русской культуры.
Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума,
обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группово*
го — смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, воен*
ного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел
понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно*норма*
тивного вакуума, характерного для переходных и кризисных
периодов и состояний в
социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые
еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а но*
вые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это
состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья»,
представляя картину страданий и смятения конфликта ценностей
16уходящей культуры и
социокультурной реальности.
Япония оказалась, может быть, единственным исключением
в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сфор*
мировавшийся в неспешном
в традиционном художественном творчестве, не оказался вытес*
ненным научно*технической революцией и массовой культурой.
Между тем ценности любой культуры невозможно изменить
ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией
более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей проис*
ходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощ*
ном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.