Предпринимательство как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание

Предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. 4
3. КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 8
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Работа состоит из  1 файл

СОЦиология КР (1).doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Таблица 1

Профессиональные качества респондента, % к опрошенным

 

Профессиональное качество

Частота

% от ответов

% от случаев

Умение налаживать контакты с людьми

42

35,6

50,6

Умение быстро принимать неожиданные  решения

22

18,6

26,5

Умение доводить начатое до конца

25

21,2

30,1

Стремление все понять и самому научиться

26

22

31,3

Затрудняюсь ответить

3

2,5

3,6

Итого

118

100

142,2


 

Определенное влияние  на предпринимательство и его культуру оказывают различные институты гражданского общества, но в силу неразвитости данных институтов, как и гражданского общества в целом, эффективность помощи весьма невелика.

В этих условиях трудно переоценить  усилия самого предпринимательского сообщества по укреплению и развитию своих рядов, что напрямую связано с необходимостью повышения уровня предпринимательской культуры, развитием ее

как социокультурной  составляющей общества.

 

 

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Предпринимательская деятельность - фактор динамического влияния на установление атмосферы наибольшего благоприятствования развития ее самой, ибо в процессе трудовой деятельности происходит изменение сознания людей, переоценка ценностей и их проверка практикой, и таким образом, осуществляется воспроизводство социальной жизни в обновленном облике.

Предприниматели в сущности стояли у истоков нашего экономического и социокультурного возрождения, ибо  такая задача может быть по плечу  лишь инициативному и социально  активному человеку, умеющему творчески мыслить и брать на себя ответственность. В процессе своей деятельности они очень быстро сумели осуществить кардинальные изменения в экономической и социальной сферах. Приобретя, таким образом, в довольно короткие сроки колоссальный опыт в решении общественно-значимых задач, они стали все больше определять судьбу своей страны, в том числе решая вопросы уже и государственного значения, на свой и страх, и риск.

Предприниматели стали  новой и реальной силой постсоветской  России. Решая проблемы экономического характера и заботясь о собственной выгоде, предприниматель вынужден думать об интересах потребителей своей продукции и услуг. И любые стопоры в деятельности начинают вести его на более высокий уровень - в поисках возможностей для разрешения своих проблем. Но предприниматель априори обладает социальной активностью, объективные же условия для развития деятельности (сегодня это ни для кого не секрет) - отнюдь не благоприятствовали этому3. Поэтому предпринимательское движение поневоле оказалось политизированным и соответствующе влияющим на общественное сознание4.

Но предпринимательство  выполняло и свои социальные функции. В данном случае представляется важным выделить прямое и косвенное влияние  на процесс воспроизводства социальной жизни: условий существования, социальных качеств и системы социальных отношений.

Таким образом, мы можем  сказать, что предпринимательство  сыграло огромную и даже активную роль в процессе социализации человека, его адаптации к условиям рыночной экономики, мобилизующую человеческий потенциал к самореализации и к дальнейшему его включению в процесс общественного переустройства.

Предприниматель - это  революционер не только в экономике, но и политике, социальной сфере. Понятие  революционер чаще употребляется в  значении «рушащий сложившиеся традиции», поэтому его употребление может быть не совсем правомерно для использования в данном контексте. Ведь предприниматель не только рушит некоторые отжившие традиции, но, прежде всего, строит. Это строитель будущего гражданского общества. Предприниматель - это некоторая системная целостность, в которой сопряжены его вышеназванные функции. Предприниматель оказывает влияние и на изменение в культурных традициях, ценностях, что может вызывать некоторые опасения, включая утрату своей самобытности и заимствование чужих и чуждых культурных норм и ценностей.

Но предприниматель - это и общественный продукт, раскрываемый через установление социальных связей. Это и порождение многовековой социальной практики, «рычаг цивилизованного регулирования изначально данных от природы человеку потребностей в осмыслении и удовлетворении своих интересов и запросов»5. Это и продукт общества, в том числе конкретного, проявляющийся через реализацию его внутренних потенциалов. Чужие культурные традиции приживаются сложно (если это вообще оказывается возможным), они попросту могут не найти «почвы» для своего укоренения.

Предприимчивость в  целом присуща любому человеческому  существу, может считаться формой существования человечества и человека, содержанием общественного развития - в этом ее универсальность. Предприимчивость может рассматриваться и как связующая людей характеристика, применяться в различных сферах деятельности; может служить характеристикой любого человека, зависеть от его личностных качеств и вследствие этого иметь различную степень успешности.

Но предпринимательство - это еще и «национальное богатство», которое мы привыкли чаще оценивать  в денежном или товарном выражении, включать в него «производственные  и непроизводственные фонды», «материальные и оборотные средства», «запасы и ресурсы», но только не самого человека.

Природные ресурсы включаются в народное достояние, а человеческие по сей день нет. Хотя именно человек, в конечном счете, определяет уровень  развития общества, даже если он измеряется в ином выражении. Если человека мы считаем источником общественного развития, то предприниматель - это «катализатор» общественного прогресса, «пусковой механизм различных структурных изменений в обществе», «мощный фактор к изменению общественного сознания».

Каждый человек –  «это не только Homo Sapiens (человек разумный), но и человек нравственный и система  ценностей», существующая и действующая  в обществе, является «механизмом  регуляции поведения и действий человека». Исследователями также  высказываются суждения о том, что для развития предпринимательства важно, чтобы «ценности и мотивы предпринимательской деятельности были достоянием всего общества»6.  Вряд ли стоит оспаривать данное положение, но предприниматели являются «порождением» именно своего общества, и, так или иначе, «выразителями» его ценностей, которые они будут активно развивать и внедрять дальше.

Предприниматели способны внести существенные изменения в  экономическую, политическую, социальную и духовную сферы общественной жизни  и стать активными участниками строительства гражданского общества.

Таким образом, мы можем  сказать, что предпринимательство  является важным фактором социализации человека и сформулировать следующие  доказательства.

Объединяющим предпринимательство  и социализацию можно считать: их одинаковую социальную природу и отражение обоими специфических особенностей конкретного общества; оба являются и продуктом социальности, и источником общественного развития, определяются интересами как человека, так и общества; главными компонентами каждого можно считать социальную активность и деятельность человека, в результате чего вправе сделать вывод о том, что предпринимательство как социализация присуща каждому человеку; и предпринимательство, и социализация участвуют в процессе становления личности, а также и тот факт, что оба понятия необходимо рассматривать как развивающиеся.

Но следует сделать  акцент и на отличительных особенностях предпринимательства. Предпринимательство  фактически делает более выраженными  процессы индивидуализации и интеграции, а значит, и более «рельефной» саму личность, чем обеспечивает возможность ее активного влияния на общественное развитие.

Предпринимательство способствует ускорению процесса социализации, приведения ее в соответствие с темпами общественных перемен и тем самым само стабилизирует  процессы общественных преобразований. Предпринимательство обеспечивает возможности наилучшей реализации социального потенциала самого человека.

Предпринимательство направляет общественное развитие в сторону  социального прогресса и соответствующим  образом способствует корректировке  такой же направленности процесса социализации. То есть предпринимательство способствует согласованию интересов человека и общества, их "соизмеримости".

И, наконец, предпринимательство  непосредственно участвует в  процессе воспроизводства социальной жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

По своему потребительскому статусу предприниматель типичный представитель среднего слоя общества. Средний возраст 38–40 лет (большая часть сегодняшних предпринимателей принадлежит к возрастным группам 25–34 и 35–44 лет). У них примерно одинаковый уровень образования — средний или средний специальный. Заявленная ими мотивация к предпринимательской деятельности — желание разбогатеть и жить сообразно своим представлениям о счастье — нисколько не объясняет их качественного отличия от остальной части населения. Отличия, скорее, в наличии у них дополнительной жизненной энергии.

Отношение к жизни предпринимателей и будущих предпринимателей можно рассматривать как своеобразный индикатор запаса душевных сил у всей нации. Если сдержанный оптимизм у этой группы населения в ближайшее время не даст реальных плодов, то никакие законодательные реформы не сдвинут национальное дело с мертвой точки. Пока они справляются с жизнью и, несмотря на осторожные прогнозы, в целом ожидают в будущем улучшений.

Таким образом, предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бляхман Л. С. Предпринимательство в России. – СПб.: Дело.- 2007.

2. Дыльнова З. М. Культура предпринимательства как социальное явление. 2008.

2. Кузьмичёв А. Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее. – М.: Апрель. – 2007.

3. Радаев В. В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. 2007.— № 1.

4. Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. //Российский экономический журнал.- 2008. - № 5.

5. Ресурсы Интернета: http://www.nb-forum.ru/opinion_4744_564 - Социальное предпринимательство: взгляд в будущее

1 Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал. -2008. - № 5. – С. 17-35

2 Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал.- 2008. - № 5. – С. 17-35

3 Бляхман Л. С. Предпринимательство в России. – СПб.: Дело.- 2007.- С. 90-96

4 Радаев В. В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. 2004.- № 1.- С. 38; Шелягина Н. А. Предпринимательство в условиях рынка. – М.: Экономика. – 2007. – С. 23

5 Радаев В. В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. 2007.— № 1.— С. 38.

6 Кузьмичёв А. Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее. – М.: Апрель. – 2007. – С. 40

 


Информация о работе Предпринимательство как социальное явление