Превентивные формы работы с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:34, доклад

Описание

Социальные, экономические и политические процессы, протекающие в современной России, отражаются на жизни всего общества и, в первую очередь, молодежи. Происходящие перемены сопровождаются рядом негативных тенденций как социально-экономического, так и нравственно-этического характера: переоценкой ценностей и социальных норм поведения, формированием нового ценностного сознания, снижением социального иммунитета, прежде всего у молодых людей, у которых отсутствует, в отличие от взрослых, сформированная личная система норм. Серьезные опасения вызывает то обстоятельство, что часть молодежи попадает в неформальные объединения асоциальной направленности.

Работа состоит из  1 файл

Превентивные формы работы с неформальными объединениями асоциальной направленности.docx

— 26.46 Кб (Скачать документ)

Превентивные  формы работы с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности.

Сенин В.В.

ФГОУ БУ «Сыктывкарский государственный университет»

 

Iinformal youth groups are antisocial orientation for young people high risk zone, our scientists stress the need for a comprehensive program with efforts to prevent deviations in the behavior of young people and new approaches to the organization of social and educational work with youth antisocial informal associations.

Социальные, экономические и политические процессы, протекающие в современной России, отражаются на жизни всего общества и, в первую очередь, молодежи. Происходящие перемены сопровождаются рядом негативных тенденций как социально-экономического, так и нравственно-этического характера: переоценкой ценностей и социальных норм поведения, формированием нового ценностного сознания, снижением социального иммунитета, прежде всего у молодых людей, у которых отсутствует, в отличие от взрослых, сформированная личная система норм. Серьезные опасения вызывает то обстоятельство, что часть молодежи попадает в неформальные объединения асоциальной направленности. У участников данных объединений формируется отрицательное отношение к общественным ценностям, происходит ориентация на насилие, что препятствует самоопределению, формированию социальной ответственности и зрелости, прогрессирует отклоняющееся поведение, которое зачастую приводит к совершению асоциальных, а порой преступных действий.

По данным РОССТАТ в 2000 году насчитывалось 69 молодежных объединений асоциальной направленности с численностью 32,3 тысячи человек, к концу 2011 года их количество возросло до 76, количество членов данных объединений составило 39,8 тысяч человек. Число преступлений, совершаемых членами молодежных объединений экстремистской направленности, стремительно росло1. Наиболее активно действующими молодежными объединениями экстремистской направленности, представляющими серьезную опасность для современной России, являются объединения бритоголовых или, как их еще называют, скинхедов. По данным ГУВД РФ, только в Москве более чем десять тысяч молодых людей являются членами этих экстремистских объединений. Согласно данным информационно-исследовательского центра «Панорама», в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов.

Все это побуждает исследователей различных отраслей наук (педагогических, социально-педагогических, психологических, социологических, юридических, и политических) вести поиск эффективных форм и методов работы с членами неформальных объединений, превентивных мер, направленных на снижение интереса у молодежи к объединениям экстремистской направленности. В российской педагогической, социально-педагогической и психологической литературе на современном этапе преобладает мнение, что при разработке стратегии и программ социально-педагогической работы с молодежными неформальными объединениями нужно исходить из понимания, что тенденция к образованию объединений в юношеском возрасте так распространена, что ее следует считать естественной особенностью развития. Неформальные молодежные объединения, по мнению отечественных ученых, выполняют как коммуникативные, так и определенные социализационные функции. Опасность участия молодых людей в неформальных объединениях асоциальной направленности состоит в том, что в процессе взаимодействия участники данных объединений вырабатывают свою систему норм и ценностей, свои средства общения, язык, которые, как правило, отрицают ценности существующего общества. Усвоение молодым человеком отрицательных групповых норм, укоренившись в структуре его личности, оказывает негативное влияние на личность и поведение молодого человека, способствует отклоняющемуся поведению2.

Исходя из понимания, что  неформальные молодежные объединения  асоциальной направленности представляют для молодых людей повышенную зону риска, отечественные ученые подчеркивают необходимость комплексной программы профилактической работы по предупреждению отклонений в поведении молодых людей и новых подходов к организации социально-педагогической работы с молодежью асоциальных неформальных объединений. Сложность проблемы определяет многообразие форм и методов решения. При этом многие российские исследователи едины: работа с асоциальной ориентированной молодежью возможна и необходима для предотвращения увеличения числа подобных объединений и снижения количества их участников. Она имеет различные формы и направления, которые меняются' с изменением ситуации, и оправдана даже в том случае, если хотя бы один молодой человек изменит свои взгляды, и выйдет из асоциального объединения. Как наиболее результативное направление работы с молодыми людьми, участвующими в неформальных асоциальных объединениях, следует выделить акцептированную социально-педагогическую работу3, являющуюся частью комплексной социально-педагогической деятельности, направленной на отвлечение молодых людей от участия в асоциально ориентированных неформальных объединениях.

Социальному педагогу не следует  выступать в роли ментора или  созидателя, проявлять чрезмерную активность; инициатива относительно более интенсивного взаимодействия должна исходить от участников объединения. После установления контакта необходимо: изучать потребности и интересы молодых людей, участвующих в объединении, пытаться предлагать помощь, не беря их под опеку; предоставлять молодым людям возможность знакомиться с уличными социальными работниками самостоятельно; по возможности принимать участие в жизнедеятельности объединения. «При наличии продолжительного контакта с членами объединения можно осуществлять следующие мероприятия. Во-первых, педагогические, связанные с организацией свободного времени и групповой активностью с учетом потребностей молодых людей. Во-вторых,  жизнеориентированные, направленные на разрешение идентификационных конфликтов и повседневных проблем. В-третьих, по урегулированию социальных конфликтов, например, способствование проведению встреч с конкурирующими или имеющими другую ориентацию объединениями, чтобы разрушить взаимное предубеждение друг против друга. В-четвертых, социально-пространственные, по оказанию помощи молодым людям объединения при поиске места для встреч и времяпровождения; районоориентированные, направленные на улучшение жизненной ситуации молодежи в конкретном районе»4.

Отечественные ученые подчеркивают, что при работе с молодежью неформальных асоциальных объединений необходима постоянная саморефлексия. Нельзя достичь многого, лишь пропагандируя гражданско-демократическую систему ценностей и отвергая другие точки зрения как социально непригодные. Одним из наиболее успешных на сегодняшний день направлений работы с молодыми людьми, участвующими в неформальных асоциальных объединениях в России является акцептированная социально-педагогическая работа, исходящая из понимания экстремистского феномена среди молодежи как реакции на обстоятельства и условия жизни. Основным содержанием данного направления является признание нужности и определенной пользы различных форм проявления молодежью своего стремления к самостоятельности, другими словами, принятия неформальных молодежных объединений, в том числе асоциальной направленности, и осознание необходимости не только ограничения, наказания и поучения, а выяснения и детального изучения причин участия каждого конкретного молодого человека в данных объединениях, понимания его потребностей и интересов.

В заключение следует отметить, что теоретические исследования и практический опыт социально-педагогической работы в России с неформальными объединениями молодежи асоциальной направленности представляет, по нашему мнению, интерес для регионального опыта. Результаты, достигнутые российскими учеными и социальными педагогами, могут быть использованы при разработке программ и методов работы в данном направлении в нашем регионе. Конечно, речь идет не о «прямом» переносе опыта, а об использовании наработок отечественных ученых при обязательном преломлении его с учетом специфики социально-экономической, политической, социокультурной ситуации и особенностей национального компонента Республики Коми. Проблема активности неформальных асоциальных объединений молодежи актуальна не только для России, но и для Республики Коми  в частности. Для успешного ее решения необходимы дальнейшие теоретические и практические исследования, которые необходимо осуществлять систематически, в рамках цельной государственной программы, для отслеживания динамики ситуации.

 

Список литературы:

  1. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. - М.: Прогресс , 2009. – 301 с.
  2. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: сб. ст. / под ред. Н. В. Дубровской. - М.: Прогресс, 2010. – С. 15 – 32.
  3. Предложения по совершенствованию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по предупреждению экстремистских проявлений среди подростков и молодежи. - М., 2008 –  256 с.
  4. Активизация деятельности правоэкстремистских организаций // ИТАР ТАСС, серия «СЕ». 2012. - 20 марта. - С. 11-12.Psychologie-Lexikon. / Hrsg. von Uwe Tewes und Klaus Wildgrube. Miinchen; Wien: Oldenbourg, 2008. - s.172.

1 Активизация деятельности правоэкстремистских организаций // ИТАР ТАСС, серия «СЕ». 2012. - 20 марта. - С. 11-12.

2 Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: сб. ст. / под ред. Н. В. Дубровской. - М.: Прогресс, 2010. – С. 15 – 32.

3 Предложения по совершенствованию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по предупреждению экстремистских проявлений среди подростков и молодежи. - М., 2008 – 256 с.

4  Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. - М.: Прогресс , 2009. – 301 с.


Информация о работе Превентивные формы работы с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности