Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Содержание

Введение.

Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье

3. Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психических травм

4. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Что такое понятие «семейная роль», чем определяются «семейные роли»?

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа . Социология..docx

— 40.19 Кб (Скачать документ)

 

Важным условием исследования является принцип нетождественности  мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие  мотивы разводов:

- отсутствие общих взглядов  и интересов (в том числе  и религиозные разногласия),

- несоответствие (несовместимость)  характеров,

- нарушение супружеской  верности,

- отсутствие или утрата  чувства любви, любовь к другому, 

- легкомысленное отношение  к супружеским обязанностям,

- плохие отношения с  родителями (вмешательство родителей  и других родственников),

- пьянство (алкоголизм) супруга, 

- отсутствие нормальных  жилищных условий, половая неудовлетворенность.

       Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

       С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, - проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера).

        Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье. Исследование, проведенное российско-американским коллективом социологов, показало, что 45% (из 706) женщин-респондентов и 22 % (из 696) мужчин думают о разводе. Мысли о разводе, как у мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто они появляются в 30-39 лет, а в 20- 29 лет этим озабочены менее всего.

      Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены разводом.

 

Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые  годы высоки, то любые серьезные  конфликты могут привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования  в семейной жизни, вероятно, связаны  и с ранним возрастом рождения детей: в России 60-90 % всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к 25 годам. Ранние браки менее  стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями  и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам.

     Семья как источник психической травмы. Психическая травма - это прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние.

      Психотравмирующее переживание - это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Травмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии. Важное место в учении о психической травме занимает понятие о патогенной ситуации - совокупности факторов, наиболее непосредственно обусловливающих психотравмирующее переживание.

    Патогенная ситуация может возникнуть в самых различных взаимоотношениях индивида: служебных, трудовых, учебных и т. д. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида. Отсюда - их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. (10)

     Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:

 

1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и др.

2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи - все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.

3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и трав-матизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.

      Психические травмы в семье, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятные предпосылки для длительно действующих, закономерно и часто повторяющихся психических травм.

 

 

3. Для понимания  семьи как социального института  большое значение имеет анализ  ролевых отношений в семье.  Что такое понятие «семейная  роль», чем определяются «семейные  роли»?

       Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.

      Семейная роль – это соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека в зависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений.

      Семейные роли определяются местом и функциями одного человека в семейной группе и их распределения: на супружеских (жена, муж), родительских (мать, отец), детских (сын, дочь, брат, сестра), межпоколения и внутримежпоколения (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Выполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

      Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, человек должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли она исполнять роль раздела семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального приобретения семьи.

     Для успешного формирования семьи важное значение также имеет чувствительность к ситуативным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая оказывается в способности без особенных затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого затребует ситуация. Например, тот или другой богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует смены его роли. Ролевые отношения в семьи, которые образуются при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

       В современной семье ролевые конфликты бывают самыми частыми свойственные женской роли. Это касается случаев, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, и так далее) с современной ролью, которая допускает ровное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает высший статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важная способность супругов к гибкому переключению ролей. Особенное место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями лиц супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к выполнению супружеским и, особенно, родительским ролям.

     Приведем пример: Знакомая женщина (Жена) имеет семью – она, муж и ребенок (3 года). Жена зарабатывает значительно больше Мужа и в основном одна содержит семью – жилищные условия, досуг, питание, одежда и др. Распоряжается бюджетом в семье также она. Муж больше занимается ребенком, и домашними делами, так как Жене приходится чаще быть на работе. В данной семье ее роль Хозяина, именно по ее правилам живет Муж. Можно также сказать они (Муж и Жена) как бы поменялись ролями. Ведь «по стандарту» женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец. В данном случае – наоборот и всех это устраивает в этой семье.

  В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья теряет свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужчина был хозяином, часто единоличным владельцем имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали принимать участие в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать ровное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

   С одной стороны, замена ролей способствовала росту самосознания женщины, равенства, в супружеских отношениях; с другой стороны, усилила конфликтную ситуацию, начала влиять на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличению уровня смертности. Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Относительно семьи оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций.

  Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

   Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций, современным общественным потребностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком.

     Некоторые догадываются, что айсберг – несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

     Итак, проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

       Брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список используемой литературы

  1. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

 

  1. Гидденс Э. Социология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2005.

 

3. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. – М.: Владос, 2006.

 

4. Егорова Н.Ю., Курамшев А.В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – С. 107.

 

5. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2010.

 

6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

 

7. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М.: МГИМО-Университет, 2007.

 

8. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

 

9. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор // Семья на пороге тысячелетия. – М.: ИС РАН, 1995.

 

10. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.

 

11. Социология семьи: учебник / под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.

 

12. Уорд Л.Ф. Очерки социологии. – М.: Либроком, 2009.

 

     13. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.


Информация о работе Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье