Причины социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:16, реферат

Описание

В работе выделены наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы для ответа на вопрос: Может ли существовать общество без социального неравенства?

Работа состоит из  1 файл

Причины социального неравенства.docx

— 28.26 Кб (Скачать документ)

Причины социального  неравенства

Может ли существовать общество без социального неравенства? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет  неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального  неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную  опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция  рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального  многообразия. Этот подход не позволяет  объяснить и такие реалии, как  признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его  непосредственного участия в  управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый  фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей  в обществе. В его понимании  расположение социальных слоев на иерархической  лестнице определяется сформировавшимися  в обществе представлениями о  значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода  к объяснению истоков социального  неравенства обусловлено тем, что  оно всегда воспринимается по крайней  мере на двух уровнях. Во-первых, как  свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и  проявляется в различных звеньях  единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация стремятся  к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЕГО ПРИЧИНЫ  И ВИДЫ» 
Студентка: …………………… 
 
080504 - Государственное и муниципальное управление 
 
1 курс, гр. УП-1 
Проверил: 
 
………………………. 
 
  
М – 2009  
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
Введение ……………………………………………………………………..….. 3 
 
1. Сущность социального неравенства………………………………..………..
 
2. Причины социального неравенства…………………………………………...
 
3. Современные виды неравенства ……………………………………..……….8 
 
Заключение……………………………………………………………...………..11 
 
Список литературы……………………………………………………………..12 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Становление «Новой России» заметно изменило социальные отношения, социальные институты, породило новые формы социальной дифференциации и неравенства. 
 
Дискуссии о социальном неравенстве, его содержании и критериях возникновения имеют давнюю историю. Проблема социального неравенства с учетом ценностей традиционного общества появляются в трудах Аристотеля, Платона, Тацита.  
 
На мой взгляд, в современном мире непрерывно должны отслеживаться и оцениваться показатели, характеризующие социальное неравенство. Это необходимо по одной причине – степень социального неравенства может превысить некоторые допустимые пределы. Превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Данный факт нередко приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, обостряет социальные конфликты.  
 
Объектом моего исследования является общество, а предметом - изучение неравенства. 
 
Поскольку мой реферат посвящен проблеме неравенства в обществе, моя задача - определить сущность и причины социального неравенства, а также рассмотреть виды социального неравенства.  
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА 
 
Для начала, хотелось бы определить, что же подразумевает под собой термин «неравенство»?  В общем виде, неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют  неравный доступ  ресурсам материального и духовного потребления. А неравенство между группами людей характеризуют понятием «социальная стратификация». 
 
При рассмотрении проблемы социального неравенства справедливо исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Именно социально - экономическая неоднородность труда, является следствием и причиной присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает и опирается на свои ценности и нормы, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. 
 
В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.        
 
Хочется отметить, что неравенство положения разных групп людей прослеживается на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивном обществе возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.            
2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА  
 
Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства.  
 
Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в  государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.   
 
На развитие социологии неравенства, идея эволюции и закон естественного отбора оказали существенное влияние. Одним из направлений эволюционизма, является социал-дарвинизм. Общим для всех представителей этого направления, было признание того, что между человеческими обществами идет та же борьба, что и между биологическими организмами.  
 
Людвиг Гумплович убежден, что причиной всякого социального движения, являются экономические мотивы. Средствами для реализации этих интересов, являются насилие и принуждение. Государства возникают в результате военных столкновений между расами. Победители становятся элитой (правящим классом), а побежденные – массами.  
 
Уильям Самнер – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Он своеобразно интерпретировал в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного отбора. Наиболее ярко он проявлял идеологию социал-дарвинизма в своих сочинениях 70-х годов. Поскольку эволюция происходит не по желанию людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер. Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. А капитализм – единственно здоровая система,  богатые – продукт естественного отбора.  
 
Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный.    Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции  деятельности закрепляются за соответствующими классами. С этого времени каждый класс занимается предназначенным для него родом деятельности, владеет или не владеет собственностью и находится на различных ступеньках  лестницы общественных положений. Причины неравенства кроются в системе производства, в различном отношении к средствам производства, что позволяет тем, кто владеет собственностью не только эксплуатировать тех, кто ее не имеет, но и господствовать над ними. Для устранения неравенства необходима экспроприация частной собственности и ее огосударствление.  
 
Впоследствии в рамках теории конфликта Р. Дарендорф, Р. Микельс, Ч.Р. Миллс и др. стали рассматривать неравенство как результат условий, при которых люди, контролирующие такие общественные ценности как богатство и власть, извлекают для себя выгоды и преимущества. В любом случае социальное расслоение рассматривается как условие социального напряжения и конфликта. 
 
Сторонники структурного функционализма вслед за Эмилем Дюркгеймом выделяют две причины социального неравенства 
Иерархия видов деятельности                          Степень талантливости  
 
               в обществе                                                      индивидов 
 
           Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с  Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов  Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия. 
 
В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества. 
 
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. 
 
Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. 
 
Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические  и  социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию  классов при капитализме: 
 
1.   Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке          
 
        свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации. 
 
2.   Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев. 
 
3.   Лишенные собственности “белые воротнички”: технические    специалисты и интеллигенция. 
 
4.   Администраторы и менеджеры. 
 
5.   Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы. 
 
 5.1   Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей,          
 
   шахтами т.п. 
 
5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели. 
3. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ НЕРАВЕНСТВА  
 
3.1.Бедность как вид неравенства (рассмотрим период, когда изменения в этой области были особенно заметны) 
Феномен бедности стал предметом исследования в современной отечественной социологии в начале 1990-х гг. В советский период понятие бедности применительно к советским людям в отечественной науке не использовалось. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения. 
 
Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. В 1994 г. соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составило 1:9, а уже в первом квартале 1995 г. - почти 1:15. Однако эти цифры не учитывают те 5% сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет. 
 
По данным официальной статистики, за 1993-1996 гг. численность безработных увеличилось с 3,6 млн. до 6,5 млн. (в том числе официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости - с 577,7 тыс. человек до 2506 тыс.). 
 
Численность трудоспособного населения составило в 1994 г. - 83 767 тыс., в 1995 г. - 84 059 тыс., в 1996 г. - 84 209 тыс., в 1997 г. - 84 337 тыс., в 1998 г. - 84 781 тыс. человек. 
 
Численность экономически активного населения в 1994 г. составила 73 962,4 тыс., в 1995 г. - 72 871,9 тыс., в 1996 г. - 73 230,0 тыс., в 1997 г. - 72 819 тыс. человек. 
 
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. или 20,8% численности населения РФ. В  
 
1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,7% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - всего 2,4%, т.е. в 13,2 раза меньше. 
 
Согласно официальным статистическим данным, численность безработных составляла в 1994 г. - 5478,0 тыс., в 1995 г. - 6431,0 тыс., в 1996 г. - 7280,0 тыс., в 1997 г. - 8180,3 тыс. 
 
3.2.Депривация как вид неравенства. 
 
 
Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Можно выделить пять типов депривации. 
 
Экономическая депривация. 
 
Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором. 
 
Социальная депривация. 
 
Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.  
 
Этическая депривация. 
 
Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами. 
 
Психическая депривация. 
 
Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации. 
Заключение 
 
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.  
 
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.  
 
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других.  
 
В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции.  
 
Социальная стратификация обладает традиционным характером, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.  
 
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.  
 
Список литературы 
 
1.     Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. 
 
2.     Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 1995. 
 
3.     Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995. 
 
4.     Комарова. М.С. Социальная стратификация и социальная структура. Социол. исслед. 1992, №7. 
 
5.     Краткий словарь по социологии. - М.:Политиздат,1988 
 
6.     Лосев А. Ф. История античной эстетики Т II Софисты Сократ. Платон. М., 1969 
 
7.     Основы политологии: Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов /Н.Сазонов, Б.Решетняк и др. - М., 1993. 
 
8.     Предмет и структура социологической науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90. 
 
9.     Социология: Практикум. Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. М., 1993. 
 
10. Социология. Учебник для высших учебных заведений. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995. 
 
11. Социология:Общий курс:Учебное пособие для вузов.-М.:ПЕР СЭ;Логос,2000. 
 
12. Социология: Практикум. Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. М., 1993. 
 
13. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология / Пер. с англ. В.В.Воронина и Е.Е. Зиньковского. М.:Прогресс, 1972. С. 235-247.  
 
14. Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.


Информация о работе Причины социального неравенства