Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:30, курсовая работа
Долгое время бытовало мнение, что человек универсален по своей природе и любое дело ему по плечу. Многие руководители и сейчас пребывают в уверенности, что если человеку создать необходимые условия, поставить цель, обучить, он сможет выполнять любую работу с требуемой эффективностью. При этом армейский принцип "не знаешь — научим, не хочешь — заставим" часто используется и в нашей повседневности.
Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Международная Высшая Школа Управления
Курсовая работа по теме:
«Применение соционики в кадровом менеджменте»
Санкт-Петербург
2010г.
Содержание:
1) Введение
Введение.
Долгое время бытовало мнение, что человек универсален по своей природе и любое дело ему по плечу. Многие руководители и сейчас пребывают в уверенности, что если человеку создать необходимые условия, поставить цель, обучить, он сможет выполнять любую работу с требуемой эффективностью. При этом армейский принцип "не знаешь — научим, не хочешь — заставим" часто используется и в нашей повседневности. Руководители разных рангов отдают ему предпочтение, искренне удивляясь, если он не срабатывает. Причина же, по которой человек эффективно работает в одной сфере и совершенно беспомощен в другой, лежит гораздо глубже и коренится в структуре его личности. Целью данной курсовой работы как раз является изучение различий в эффективности деятельности разных типов людей, причин их возникновения как среди менеджеров, так и среди других профессий, выявление этих различий, изучение методов формирования эффективных рабочих подразделений, коллектива. Объектом исследования в работе является применение соционики в кадровом менеджменте и управлении персоналом.
Остававшиеся долгие годы за бортом отечественной психологии классические работы Уильяма Джеймса, Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга послужили фундаментом для западных исследователей, занимающихся проблемами управления. Люди, стоящие у руля экономики США, Японии и других промышленно развитых стран поняли простую вещь: чтобы эффективно управлять, нужно знать главный объект управления, то есть, человека. Понять образ мыслей и мотивы поведения человека — значит сделать шаг к организации его труда гуманным, экономическим и рациональным путем, помочь ему самореализоваться. Каждый человек стремится реализовать себя в этой жизни, успех — это реализованные цели. Поскольку цели у людей разные, главная задача управленца, менеджера — организовать работу так, чтобы личные цели человека совпадали с целями той организации, где он работает. Такое совпадение в итоге приводит к успеху и работника, и его коллектива в целом. Хороший менеджер должен добиваться того, чтобы его сотрудники считали поставленные им цели своими. Тогда они смогут эффективно участвовать в их осуществлении. Искусство постановки целей — это искусство управления. Без целей нет контроля за ходом и результатом процесса производства, затухает творчество, и правит бюрократия.
В зависимости от конкретной задачи (постановка новой цели, сбор идей и предложений, внедрение идей в производство, поиск партнеров и заказчиков, реклама и т. д.) нужен подбор коллектива с учетом конкретных психофизических качеств отдельных людей. В настоящее время многие западные предприятия и организации ведут профессиональный отбор, учитывая базисные психологические признаки, открытые К. Г. Юнгом. Это позволяет создать эффективно работающие звенья и коллективы для решения конкретных профессиональных задач.
История развития и основные положения соционики.
Соционика - это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. Также можно определить соционику как науку о типах психоинформационных систем (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодействиях между ними, или как науку о типах информационного метаболизма. Соционика как наука явилась развитием теорий строения психики, у истоков которых стояли две гигантские фигуры в психологии XX века - Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
Фрейд впервые в психологии предложил структуру психики, состоящую из 3 уровней или подсистем - сознания (Эго), предсознания (Супер Эго) и подсознания или бессознательного (Ид). Он показал в явном виде связь психических заболеваний человека с нарушением равновесия системы Эго - Супер Эго - Ид.
Идеи Фрейда о строении и функционировании психики развил Карл Густав Юнг. Несмотря на расхождение с Фрейдом по ряду вопросов, он уточнил понимание работы психики как системы Эго - Супер Эго - Ид и ее дифференциацию по психологическим функциям. Собственно его можно назвать основоположником теории психологических типов, приведшей к созданию соционики. В своей работе "Психологические типы" К.Юнг предложил структурирование психологического типа по следующим шкалам: экстраверсия - интроверсия, рациональность - иррациональность, мышление - эмоции, интуиция - ощущения и выделил восемь типов по ведущей (доминирующей) психологической функции - эмоциональный, мыслительный, интуитивный и ощущающий (сенсорный) как экстравертированные, так и интровертированные.
Аушрой Аугустинавичюте была уточнена классификация К.Юнга и построена расширенная система, содержащая 16 типов информационного метаболизма. Была разработана модель психики (впоследствии оказавшаяся применимой и к обществу), состоящая из информационных блоков или функций, составляющих ментальный уровень, содержащий сознание (Эго) и предсознание (Супер Эго), и витальный уровень, содержащий бессознательные подсистемы Ид и Супер Ид. Таким образом возникло новое направление - соционика.
Основные положения:
- По характеру восприятия, переработки и выдачи информации выделяются 16 типов информационного метаболизма;
- Характер мышления, потребности, мотивация поведения и само поведение человека (и человеческих сообществ) определяются во многом его типом информационного метаболизма (ТИМом);
- Каждый ТИМ характеризуется особенностями восприятия тех или иных аспектов окружающего мира, на которые накладываются воспитание и культурный контекст эпохи;
- Отношения шестнадцати ТИМов как информационных систем характеризуются 16 типами отношений: от полной совместимости и дополнительности до конфликтных отношений;
- Помимо симметричных отношений (их двенадцать) существуют и асимметричные (отношения социального заказа и контроля);
- Шестнадцать ТИМов образуют социон, подразделяющийся на 4 устойчивые по психологическим отношениям четверки ТИМов - квадры. В обществе группировки типа квадр играют большую роль, благодаря тому, что квадра объединена общим миропониманием, мировоззрением и взаимопониманием партнеров.
Характерной чертой соционики является наличие хорошо разработанного теоретического аппарата. Примечательно, что этот аппарат может быть использован при рассмотрении таких проблем, как психология общества, психология масс, культурные и исторические процессы. Соционика может применяться и в семье, и в коллективе, в управлении собой, в создании психологического климата, при комплектовании рабочих групп. Для каждого человека соционика развертывает его возможности, которые он порой и не осознает, позволяет ему правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, а, следовательно, верно выбирать области применения своих сил, талантов, навыков, правильно строить отношения с другими людьми.
Знание соционики как теории интертипных отношений позволяет целенаправленно формировать наиболее устойчивые коллективы с оптимальным социально-психологическим климатом и высокой работоспособностью. Это особенно важно для людей, по роду профессии вынужденных длительное время находиться в отрезанных от обществах группах: полярников, участников геологических партий, моряков, космонавтов и т.п. Это особенно важно в экстремальных условиях, когда человеческий фактор становится решающим. Соционика может быть применена в службе семьи для прогнозирования устойчивости браков, как одно из средств регуляции межличностных отношений. Ее с успехом можно использовать в медицине при проведении психотерапии, психодиагностики.
Таким образом, соционика - это интердисциплинарная наука: являясь разделом психологии личности, она охватывает и вопросы социальной психологии, предлагая научные методы нахождения причин противоречий в семье, коллективе или обществе, и методы их разрешения.
Области применения соционики
Соционика находит применение в следующих областях:
1. Подбор кадров. Руководитель стремится обеспечить сохранность костяка фирмы - ее стержневых типов. Если на ключевых постах окажутся люди, не принадлежащие к стержневым типам данной организации, то скоро начнется болезненный процесс ломки старых связей и укоренение новых приоритетов. Чтобы не прервалась коммуникативная преемственность организации, кадровая служба должна контролировать типологический состав ключевых звеньев.
2. Постановка задач и контроль их выполнения. Внутри любой специальности или должности есть свои особенности. Соционика порекомендует, перед каким психологическим типом работника какие задачи лучше ставить. Например, задачи роста целесообразно поручать экстраверту, а не интроверту. Задачи генерации идей на перспективу лучше решит интуитивный тип, а не сенсорный и т.д. Надежным инструментом будет соционика в руках тех руководителей, которые применяют метод комитетов - групп мозгового штурма или мониторинга узловых проблем организации. Комитеты создаются под определенную задачу и заседают регулярно. На их заседания приходят работники необходимых установок из любых структурных подразделений - фирмы. Это элемент прогрессивной матричной структуры управления.
3. Работа с клиентами и партнерами. Зрелые фирмы проводят регулярное обучение персонала, в программу которого не помешает включить основы практической соционики. Подготовленные на современном уровне работники в первую очередь должны знать такие ее разделы, как конфликтология (типичные стили поведения людей в конфликтных ситуациях) и методика индивидуального подхода, которая учит правильно общаться с клиентом, начиная от подстройки и заканчивая воздействием на нужные психические функции. Остро стоит перед деловыми людьми проблема выбора надежных деловых партнеров, например, поставщиков. Чтобы не допустить ошибки, менеджер должен знать характерные сценарии поведения разных типов людей, а также их внутреннюю мотивацию, стандартные коммуникативные маски.
4. Сплочение коллектива. Сплоченный коллектив, как уже говорилось, держится не на конкуренции, а на кооперации между его сотрудниками. Коммуникативные механизмы согласования можно ускорить, если периодически проводить с работниками тренинги делового общения. Отладка кооперативных связей полезна как внутри подразделений, так и между ними. Правильное распределение неформальных ролей устраняет борьбу за власть и предотвращает расколы. Профилактика болезни лучше, чем ее лечение. Тренинги способствуют выработке того, что так ценится в зрелом обществе - корпоративного духа (esprit de corps). Именно этим, а не уровнем доходов и внешним видом определяется в конечном итоге имидж фирмы.
Соционика в кадровом менеджменте.
Итак, соционика проникла в бизнес. В первую очередь её взяли на вооружение менеджеры по персоналу, ибо соционика как раз призвана изучать людей, определять сильные и слабые стороны человека, активно использовать сильные и нейтрализовать слабые (либо обеспечить их развитие, или, как говорят соционики, проработку).
Таким образом, первая функция соционики в кадровом менеджменте – оценка персонала. А основная проблема здесь - надёжность (валидность) результатов типирования.
Методов типирования персонала существует несколько:
• Часть социоников типируют «на глаз» – по внешности. Возможно, есть отдельные Мастера, которым удается верно определить социотип человека, просто взглянув на него. Но это нечто из области экстрасенсорики, ясновидения и парасоционики, и в кадровом менеджменте неприменимо в качестве универсальной технологии.
• Другой способ – постановочно-структурированной интервью. Человеку задается ряд вопросов, нацеленных на выявление определённых индикаторов. Когда интервьюер выявляет один индикатор, начинает определяться следующий. Иногда разные показатели выявляются одновременно, а не по очереди. Порой типируемого просят встать, походить, выполнить какое-то действие. В результате выносится «вердикт». Пожалуй, это наиболее распространенный метод типирования.
• Третий способ – тестирование + корректировочная беседа + наблюдение. В этой методике важно выбрать надёжный тест. Сегодня тестов разработано много – как «именитыми» социониками, так и иногда самими тестирующими. Когда тест заполнен и обработан, появляется определённая формула: 8 показателей, «измеренных» цифрами. Иногда тест также определяет интернальность или экстернальность типа (или подтип типа). Далее - беседа, в процессе которой типирующий наблюдает и выявляет внешние проявления того или иного типа, подтверждающие формулу или показывающие противоречия, определяет способ и особенности мышления, отношения к событиям и т.д. По окончании беседы типируемому предлагается прочитать краткое описание социотипа (соционический портрет), апогеем становится узнавание себя (если тип определен верно).
7
Информация о работе Применение соционики в кадровом менеджменте