Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:38, реферат
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Введение
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса
о принципах права социального
обеспечения требует знания общих
теоретических положений о
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени».
При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.
Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.
Вместе с тем,
различая эти понятия, следует отметить
тесную связь между ними, поскольку
принципы проявляют себя в нормах
права, а нормы права не могут
не соответствовать правовым принципам.
Принципы права социального обеспечения
Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
-устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
-всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
-государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
-паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
-обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
-обеспечение надзора и общественного контроля;
-автономность
финансовой системы обязательного социального
страхования.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
1)общеправовые, свойственные всем отраслям права;
2)межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
3)отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
4)внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы:
-признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
-неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
-признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
-равенство всех перед законом и судом;
-равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
-право каждого на объединение для защиты своих интересов;
-гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей
права, нормы которых регулируют
общественные отношения, связанные
с реализацией гражданами предоставленных
им прав, общими являются, например, следующие
принципы: обеспечение достойной
жизни и свободного развития человека,
обеспечение государственной
В российском законодательстве
последних лет, регулирующем отдельные
институты социального
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5)
приоритетности предоставления
социальных услуг
6) конфиденциальности;
7)
профилактической
В отношении отраслевых принципов следует отметить, что ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному их формулируют и указывают их количество.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:
обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
- всеми видами
страхования должны ведать
Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы - одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой - указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.
Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:
-связь обеспечения, как правило, с трудом;
-обеспечение не только граждан, но и их семей;
-свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
-приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
- уровня обеспечения от прожиточного минимума.
Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
-всеобщность;
-финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
-дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
- универсальность
и комплексность, т.е.
Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.
Представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:
А) социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Обязательное социальное страхование — это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Система обязательного
социального страхования
Финансовую базу
указанных видов страхования
составляют государственные внебюджетные
страховые фонды — Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Федеральный и территориальные
фонды обязательного
Социальное страхование
носит обязательный характер, что
находит выражение в
Б) дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;