Принципы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:59, контрольная работа

Описание

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

Работа состоит из  1 файл

принципы - копия.docx

— 24.16 Кб (Скачать документ)

1 Принципы права социального  обеспечения

 

Представляется, что закрепление правовых принципов  в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

– автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере  действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании  общественных отношений по социальному  обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К  общеправовым относятся принципы:

признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права;

неотчуждаемость основных прав и свобод человека и  принадлежность их каждому от рождения;

признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав и свобод мужчины и женщины  и равенство возможностей для  их реализации;

право каждого  на объединение для защиты своих  интересов;

гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные  с реализацией гражданами предоставленных  им прав, общими являются, например, следующие  принципы: обеспечение достойной  жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, запрещение принудительного  труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального  обеспечения, прослеживается тенденция  закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:


  1. адресность, доступность, добровольность;
  2. гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением  Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

  • каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
  • каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
  • каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
  • финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

средства  обязательного государственного пенсионного  страхования используются исключительно  на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным  законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях  обеспечения пенсионных гарантий граждан  независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы  на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших  в пенсионном страховании, покрываются  за счет средств федерального бюджета.

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке  в Программе пенсионной реформы  в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального обеспечения  понимаются основополагающие идеи, руководящие  начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области  социального обеспечения, по-разному  формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных  авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

связь обеспечения, как правило, с трудом;

  • обеспечение не только граждан, но и их семей;
  • свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
  • приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
  • зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

– универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных  принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования  и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального  обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

На наш  взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом  всеобщности социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Гусов К.Н.  «Право социального обеспечения», М.: Проспект, 2001 г.

2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М.: Русский язык, 1984 г. С. 374, 670.

3. Хабиби  Р. Об экономических функциях  общественных фондов потребления // Экономические науки. 1995. № 5. С. 27—34;

4. Иванкина Т.В. «Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления». Л.: Изд-во ЛГУ, 1999. С. 102.

5. Захаров М.Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М. 2009

6. Долженкова ГД. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал российского права. 2008. №7

7. Батыгин К. С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2010

8. Братчикова Н.В. Особенности начисления пособия по временной нетрудоспособности // Право и экономика. 2009. №2

9. Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2009. №6

10. Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010

11.Андреев В.С. Конституция СССР о социальном развитии и культуре // Социалистическая законность. 1979. № 10. С. 14.

12. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М. 2009

13.Кузьмина  Т.М. Советское право социального  обеспечения. Саратов: Саратовский  ун-т, 1982. С. 128.

14. Шайхатдинов  В.Ш. Теоретические проблемы советского  права социального обеспечения.  Свердловск, 1986. С. 5—26.

15. Андреев  В.С. Право социального обеспечения  в СССР. М., 1974. С. 16-18.

16. Мачульская  Е.Е. Право социального обеспечения.  Перспективы развития. М., Гордец. С. 43.

на


Информация о работе Принципы социального обеспечения