Природа и сущность социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:40, реферат

Описание

Вместе с осознанием полезности управления пришло время его практического использования. Свидетелями тому являются Египетские пирамиды, величественные дворцы фараонов,»висячие сады» в Вавилоне и другие «чудеса света».С помощью управления одерживались победы, велось дворцовое и городское хозяйство. Искусство управления постепенно становится профессиональным. Особенно оно проявило себя и продолжает проявлять в политике, экономике и военном деле. Политические деятели занимаются в основном вопросами государственного управления, управления обществом. Экономисты занимаются вопросами регулирования экономики и управления фирмами. Военные занимаются вопросами управления армией и военными операциями.

Содержание

Введение
1 Происхождение социального управления
2 Три стиля социального управления
3 Виды социального управления
4 Методы управления
5 Функции социального управления
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

СУ природа.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

 

-- планирование;

 

-- контроль и направление деятельности  подчиненных.

 

      Как видим, перечень  функций управления значительно  расширился по сравнению с  первоначальным. Однако, прошло совсем  немного времени как опять  пришлось пересматривать список  функций управления в сторону его расширения. Так, многие авторы стали относить к функциям управления функции стратегического управления, управления кадрами, ресурсами, маркетингом, финансами, рисками, инновациями и др.

 

      Исходя из принятого  нами  представления об организации как устойчивой социальной целостности, решающей свои проблемы, следует, что любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений.   

 

Указанные функции впервые обнаружены, по-видимому, С.Янгом, а затем уточнялись И.Ансофом  и другими авторами. Они образуют единый комплекс, поэтому  их иногда называют функциями управления  проблемами.

 

Следует при этом заметить, что  данные авторы исходят из рационалистической (целевой) модели организации, поэтому  проблемы они понимают как отклонения от целей организации, а не от социальных норм.

 

Исходя из рассмотренных в  предыдущем разделе  управленческих средств решения социальных проблем, следует, что к функциям социального управления следует, помимо функций управления проблемами, отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента. Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

      Структурное регулирование  означает способность решать  проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

     Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

     Управление инновациями  заключается в разработке и  внедрении собственных инноваций,  или использовании «чужих» для  решения социальных проблем. Управление  инновациями предусматривает закрепление  и запрещение тех или иных  инноваций.

     Межорганизационное  регулирование означает способность  решать общие проблемы путем  объединения нескольких организаций  на временной или постоянной  основе. Межорганизационное регулирование  предполагает создание договоров,  союзов, ассоциаций и других видов объединений.

     Примерный состав  функций социального управления  приведен в табл.

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

Таблица

Функции социального управления

 

Функции выживания и развития 

Функции

 управления 

Функции

 управления

 

Функции управления

 проблемами 

Функции

 развития 

Основной деятельностью 

правоохранительной деятельностью

 

Предвидение

 и выявление проблем

 

Анализ и исследование проблем

 

Целеполагание

 Подготовка решений

 

Контроль за

 реализацией решений

 

Анализ выполнения

 решений 

Правовое

 регулирование

 

Структурное

 регулирование

 

Управление

 инновациями

 

Ценностное регулирование

 

Регулирование

межорганизационных

отношений 

Планирование

 

Организовывание

 

Руководство

 

Координация

 

Контроль за

 исполнительской

 деятельностью 

Прокурорский 

 надзор

 

Контроль

 

Ревизия

 

Инспекция

 

Управление 

 судопроизводством

 

 

 

 

Из таблицы видно, что с помощью  управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку легитимное управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью. Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.

 

Конечно, приведенный в табл. состав функций, вряд ли способен разрешить  все противоречия относительно понимания  социального управления и его  функций, которые накопились у приверженцев различных взглядов на управление, тем не менее мы надеемся, что он будет способствовать сближению позиций.

 

 Как следует из таблицы,  традиционные функции управления (функции управления исполнительской  деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента.

 

Многие из указанных функций (в  частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что  приводит к неадекватным представлениям. В частности, популярное представление  об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества. Без таких знаний все попытки устанавливать перед обществом конкретные цели (коммунизм, развитый социализм, цивилизованная рыночная экономика) являются не более чем утопиями, вызванными искаженным представлением об обществе как большой фабрике.

 

Заключение

 

 

 

         В настоящее  время управление имеет множественные  применения. Оно применяется не  только для управления социальными организациями, но также для решения сложных социальных проблем (экономических, политических, экологических и др.), для управления любой сложной деятельностью; для управления социальными процессами (например, социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, обходящуюся без управления.

 

         Однако, несмотря  на то, что практика управления  до сих вынуждена обходиться  без адекватной ей науки, есть  определенные проблемы, без научного  решения которых ей никак не обойтись. Это, прежде всего, проблема управления обществом.

 

         Человечество  добилось определенных успехов  в управлении фирмами и другими  деловыми организациями, однако  управлять обществом мы пока  не умеем, о чем свидетельствует  история России и многих других стран.

     Каждое общество на  определенном этапе своего развития  создает специальный институт, называемый  государством. С этого момента  жизнь каждого человека начинает  существенно зависеть от мудрости  государственных деятелей, от институтов (законов, учреждений), которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в своей практической работе научные методы  социального управления.

 

     К сожалению, приходится  констатировать, что научные методы  управления пока слабо разработаны,  если не считать некоторых  методов менеджмента, относящихся к управлению фирмами, которые, как известно, недостаточны для управления более сложными социальными организациями, такими как общество. Еще Ленин пытался применить классические методы управления фирмой к управлению страной, однако эксперимент оказался неудачным. Попытки использовать аналогичные методы характерны и для последующих руководителей, однако ни одна из поставленных ими целей (социализм, развитый социализм, коммунизм) не была достигнута.

 

   Очевидно, что для управления обществом нужны качественно новые методы. Попытки разработки таких методов предпринимались в России и раньше (еще в 60-х годах) под влиянием идей кибернетики, системного анализа, философии марксизма-ленинизма, однако они не увенчались успехом. Причинами этого являются не только несостоятельность научной платформы, но и исторически сложившееся пренебрежение руководителей властных структур к общественным и организационным наукам, а также неконтролируемым размежеванием последних.

 

         В настоящее  время в российских вузах отсутствует специальность «Социальное управление», ее заменяет «Менеджмент». Однако, социальное управление значительно сложнее и шире менеджмента. Особенно остро это стало ощущаться в годы реформирования экономики и общества страны. В научных публикациях, касающихся вопросов управлении все чаще стали появляться термины, выходящие за пределы менеджмента, такие как правовое регулирование, структурное регулирование, маркетинг, институциональные преобразования, управление проблемами, управление организационной культурой, управление конфликтами. Все отчетливее стали осознаваться недостатки системы подготовки управленческих кадров, ориентирующейся на давно устаревший классический менеджмент, и необходимость создания современной отечественной науки об управлении, отражающей существующие реалии.

 

     Управление находится  на стыке общественных, технических  и естественных наук и является  предметом изучения социологии, менеджмента, экономики, философии,  кибернетики, системного анализа,  теории государства и права, политологии, психологии, истории и других научных дисциплин, каждая из которых предлагает свое видение социального управления и способна внести определенный вклад в дело создания ОТСУ, которая  должна иметь интегральный (синтетический) характер и попытки создания ОТСУ в рамках какой-либо одной дисциплины (например, менеджмента) без учета других вряд ли смогут увенчаться успехом.

 

Список  использованной литературы

 

 

 

1. Бабосов  Е.М., Социология управления: Учебное  пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.

 

 

 

2. Зборовский  Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие.     - М.: Гардарики, 2004. - 272 с.

 

 

 

3. Кравченко  А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный        курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е      изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.

 

 

 

4. Российская  социологическая энциклопедия. М., 1998.


Информация о работе Природа и сущность социального управления