Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание

Правовое государство - что это?
Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

Содержание

Содержание стр.
Введение……………………………………………………………………………………….…3

Глава I. Правовое государство: понятие и основы…………………………………………….4

Понятие правового государства…………………………………………………………..4

Основы правового государства…………………………………………………………...7

Глава II. Признаки правового государства……………………………………………………..8

2.1 Верховенство закона…………………………………………………………………………8

2.2 Взаимная ответственность государства и личности………………………………………11

2.3 Разделение властей………………………………………………………………………….13

2.4 Гарантия прав и свобод личности………………………………………………….............17

Заключение………………………………………………………………………………………20

Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Признаки правового государства.docx

— 53.76 Кб (Скачать документ)

 



Министерство образования  и науки РФ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Тульский государственный  университет»

 

 

Кафедра «Социология и политология»

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине:

 «Основы  социального государства»

 

 

 

«Признаки правового государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

гр. Б 760711

Гущина Т.Ю.

Проверил:

д.п.н., проф.

Батанина И.А.

 

 

 

 

 

Тула, 2011 г.

 

Содержание                     стр.

Введение……………………………………………………………………………………….…3

 

Глава I. Правовое государство: понятие и основы…………………………………………….4

 

    1. Понятие правового государства…………………………………………………………..4

 

    1. Основы правового государства…………………………………………………………...7

 

Глава II. Признаки правового государства……………………………………………………..8

 

2.1 Верховенство  закона…………………………………………………………………………8

 

2.2 Взаимная  ответственность государства и  личности………………………………………11

 

2.3 Разделение  властей………………………………………………………………………….13

 

2.4 Гарантия  прав и свобод личности………………………………………………….............17

 

Заключение………………………………………………………………………………………20

 

Список используемой литературы…………………………………………………………….21 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое государство - что это?

Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила  данный термин.

В данной работе речь пойдет именно о  правовом государстве, как об одном  из типов государства. В ней будут  рассмотрены основы и признаки правового  государства.

Данная тема сегодня очень актуальна, и поэтому необходимо знать все  отличительные и присущие только данному понятию черты.

Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

К сожалению, в данной работе рассматриваются  лишь основные моменты, как в то время, правовое государство на данный момент - это главный вопрос дня. И миллионы людей задаются этим вопросом, ища, но порой не находя, правильного ответа. Они обращаются к средствам массовой информации: радио, телевидению, прессе в поисках ответа.

 Предложенная работа - это попытка  осмыслить и оценить все значение  и всю важность данной проблемы, проблемы “правового государства”.

 

 

ГЛАВА 1. Правовое государство: основы и понятие.

1.1 Понятие правового государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с  республиканской формой правления.”

Российская Федерация - правовое государство. Но что понимается под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

А начну я с Комментария к  Конституции Российской  Федерации, в частности с комментария к Статье 1. В ней говориться: ”Российская  Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем”.

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной  своей целью считает обеспечение  прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный  режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной  сферах.

Идея правового государства  возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще  в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон (427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором - законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы”.

Другой знаменитый философ древних времен - Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве - государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители  подвержены страсти,  закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние века Н. Маккиавелли  и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан.  Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

Так же  идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических революций,  охвативших  XVII - XVIII века.

Так, крупный английский ученый в области политики и права  Дж.Локк (1632 - 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой  установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Но  все-таки, кто был родоначальником  теории “правового государства?”

Мнения специалистов, в области  истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является  Иммануил  Кант (1724 - 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины   XIX в.  Т. К. Валькера  и Р. Фон Моля.  “По- моему, - пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, - Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а  Т. Л. Валькер и Р. фон Моль, в названия своих работ включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание  этой  категории. И только  Канту  принадлежит заслуга создания философской основы правового государства”.   С мнением Б. M. Лазарева я согласна, но хочу дополнить, что само государство (по теории Канта), должно во всей своей деятельности опираться на право. И еще оно должно согласовать с ним (с правом) свои акции то есть действия, иначе оно потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.

В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности”.

 

1.2 Основы  правового государства.

Принципиально важными предпосылками  создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря  которым  оно функционирует.

Основы правового государства  носят следующий характер:

1. Экономической основой  правового  государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных  форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим   монополизмом.

2. Создание в обществе условий,  необходимых для реализации каждым  человеком своих творческих и  трудовых возможностей, обеспечение  личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную  основу правового государства.

3. Политическая  основа правового  государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом,  можно сделать  вывод о том,  что целью существования  современного правового государства  является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

 

ГЛАВА  2. Признаки правового государства.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому  государству. Однако, в дополнение к  ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:

- верховенство закона;

- взаимная ответственность государства  и личности;

- разделение властей;

- гарантия прав и свобод личности;

2.1 Верховенство закона.

Государство устанавливает в законах  общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития.  В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Конституция РФ - это основной закон  Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий  основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Конституция, ее положения обязательны  абсолютно для всех государственных  и самоуправленческих  органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так  же частных физических и юридических  лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции РФ  содержит пункт, в котором рассматривается отношение учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер.

Так же в комментарии к Конституции  РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств  международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть  неприкосновенностью), к Конституции РФ.  Они обязаны уважать и не нарушать ее.

 Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.

 Так же недопустимо “обогащать”  закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны  быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения”.

Информация о работе Признаки правового государства