Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:04, курсовая работа
Итак, целью курсовой работы является изучение проблемы алкоголизма в молодежной среде.Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:
- выявить основные проблемы современной молодежи;
- определить особенности и причины алкоголизма в молодежной среде;
- исследовать мнение молодежи относительно употребления алкоголя.
Введение
1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1 Молодежь как особая социальная группа. Социальные проблемы современной молодежи
1.2 Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма
2. Изучение проблемы алкоголизма в молодежной среде
2.1. Исследование проблемы алкоголизма в молодежной среде
2.2. Методы борьбы с алкоголизмом в молодежной среде
Заключение
Список литературы
- ежедневно употребляют спиртные напитки 13,7% юношей и 7,9% девушек;
- не более трёх раз в неделю – 67% юношей и 46% девушек;
- не более трёх раз в месяц – 33% юношей и 52% девушек.
К сожалению, вопрос о предпочтение рода спиртных напитков выявил пристрастие 33% юношей исключительно к напитком с высоким содержанием алкоголя (водка). Наиболее популярным напитком среди юношей оказалось пиво – 67%, среди девушек – джины и коктейли – 49% (рис. 22.).
Рис. 2.2 - Предпочтение спиртных напитков молодыми людьми
Как и предполагалось, большинство респондентов знают о вреде алкоголя для здоровья. – 96,6%. Однако, на вопрос, считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки приносят вред вашему здоровью, утвердительно ответили только 36,6% респондентов. Это (в сравнении с частотой употребления ими спиртного), заставляет сделать вывод, что они необъективно оценивают отрицательный эффект алкоголя, или просто не хотят этого делать.
Вопрос об отношении к алкогольному опьянению был переходным и рассчитан на чисто субъективный ответ: состояние алкогольного опьянения нравится 73,3% юношей и 53% девушек.
Одним из основных вопросов анкеты можно считать следующий: «Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время застолья?»
- Удивление – 30% (следовательно, 30% молодежи не представляют себе праздник без горячительных напитков, поскольку человек, отказавшийся от спиртного во время застолья, вызывает недоумение).
- Недовольство – 6,6% (причем все – девушки.Отсюда можно сделать вывод, что зачастую человек не отказывается выпить только ради того, чтобы не вызвать недовольство компании, так называемых друзей).
- Обида, что отказывается выпить с вами – 10% (этот вариант ответа дублирует предыдущий, просто был составлен другими словами).
- Жалость – 13,3%.
- Популярным ответом в графе «ваш вариант» было «уважение» - 10%, «никаких, это его дело» - 10%.
Большой интерес вызывал вопрос о том, во сколько лет респондент впервые попробовал алкогольный напиток. Как показало исследование, большинство молодых людей впервые попробовали алкоголь в 12-16 лет (ближе к 16 годам) – 73,3%.
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования показали, что в целом проблема молодежного алкоголизма приобретает масштабный характер, поскольку в последнее время многие молодые люди, как показал опрос, употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного. Они не понимают или не хотят понимать, что данная проблема может стать причиной их дальнейшего неблагополучия. Алкоголь для подростков и молодежи в настоящее время становится своего рода смыслом жизни, они видят в алкогольном опьянении решение каких-то своих проблем, которые на самом деле только усугубляются принятием спиртных напитков.
Как отмечает глава МВД РФ Рашид Нургалиев «в последнее время средний возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет». По его словам, «только в первом полугодии этого года в органы внутренних дел за совершение правонарушений, связанных с употреблением пива и спиртных напитков, были доставлены свыше 151 тыс. подростков, что на 1,6 % больше, чем в прошлом году, из них 30 % детей не достигли возраста наступления административной ответственности».
Впервые в нашей стране возникла проблема алкоголизации молодежи в середине 80-х годов прошлого века. 17 мая 1985 году в нашей стране был принят Закон о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Начиная с 1986 г. в отчеты наркологических диспансеров была впервые введена информация о числе подростков, злоупотребляющих алкоголем. С начала 90-х годов программа борьбы с алкоголизмом в молодежной среде фактически не реализуется. С этого же времени начинается стремительный рост потребления алкогольных напитков
За последние годы были предприняты следующие меры: ограничена реклама спиртных напитков, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, ужесточены условия производства и оборота алкогольной продукции. В связи с массовым потреблением (распития) молодежью пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних, был принят Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»
Споры о том, считать ли пиво алкогольным напитком для России является особенно актуальным. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-Ф "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино). Следовательно, пиво по российскому законодательству не относится к алкогольной продукции, однако пивной алкоголизм наиболее распространен в молодежной среде. В основополагающей публикации Всемирной Организации Здравоохранения по вопросам алкоголя «Алкогольная политика и Общественное благо» указано: « Ложным предположением является удобная иллюзия, что именно наш любимый алкогольный напиток в действительности не "алкоголь", а важная составная часть питания или эмблема национальной добродетели".
Во всех развитых странах пиво относится к алкогольным напиткам, и споры ведутся лишь о том, при каком содержании алкоголя пиво можно отнести к безалкогольным (или, точнее, слабоалкогольным) напиткам. В большинстве стран Европейского Союза такой границей является 1,2% алкоголя, а в Швеции и Финляндии - 2%. Для пива, где содержание алкоголя превышает установленный предел, действуют все ограничения для алкогольных напитков: запрет на продажу несовершеннолетним, ограничения часов, дней и мест продажи, акцизные налоги и т.д.
Государство по решению данной проблемы разрабатывает долгосрочные меры: предлагается ввести запрет на продажу алкогольной продукции на улицах — в киосках и ларьках; установить временные ограничения на продажу алкогольной продукции: с 11:00 до 19:00 часов; поэтапно повышать акцизы на алкоголь. В рамках национального проекта «Здоровье» утверждена Концепция развития здравоохранения до 2020 года, одной из главных целей которой является формирование здорового образа жизни населения, в том числе и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения. Для формирования здорового образа жизни внедряется система государственных и общественных мер, в частности просвещение и информирование населения о последствия злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления алкоголя, регулирование и раскрытие состава алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры. Кроме того сегодня осуществляется популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения.
В Новосибирской области занялись профилактикой алкоголизма и снижением тяжести последствий злоупотребления спиртным.
Программу «Профилактика алкоголизма, снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Новосибирской области на период до 2015 года» утвердил губернатор Василий Юрченко на заседании правительства 7 июля 2011г.
Программа предполагает проведение массовых фестивалей, выставок и спортивных соревнований антиалкогольной тематики, повышение квалификации сотрудников кабинетов медицинской практики, центров здоровья и т.п., проведение оперативно-профилактических мероприятий с милицией и ГИБДД, еженедельный мониторинг и анализ числа отравлений алкогольными суррогатами, рейды, направленные на выявление нелегального оборота спиртных напитков в торговых сетях Новосибирска, а также внедрение 10%-ной предупредительной надписи на этикетке всех видов выпускаемой упаковки о вреде чрезмерного употребления пива.
Среди ожидаемых результатов реализации программы — снижение уровня потребления алкогольной продукции до 7,5 литров на человека в год (сейчас 8,5 литров) и общей заболеваемости алкоголизмом до 1320 человек на 100 тыс. населения (сейчас 1346,8 на 100 тыс. населения).
На реализацию программы за пять лет будет направлено 108 млн 628 тыс. рублей из областного и местных бюджетов.
В заключение необходимо сделать несколько выводов по выполненной работе.
Проблема алкоголизма в настоящее время представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.
Решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоления этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей.
Сегодня возрастает роль государства в решении проблем алкоголизма, особенно детского и подросткового алкоголизма, набирающего сейчас обороты, как одной из основных угроз всей нации. Продолжает оставаться нерешенной проблема женского пьянства, несомненно, влияющего на демографическую ситуацию в стране, бытового пьянства и злоупотребления алкоголем в семьях и на работе.
Проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации могло бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Важными социальными мерами на сегодняшний день остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактическая и агитационная работа и др.
Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем. Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.
Таким образом, подводя итог, можно говорить о том, что цель данной работы была достигнута: была изучена проблема молодежного алкоголизма и выявлены наиболее адекватные пути ее решения.
Кроме того, были решены все поставленные задачи: была проанализирована научная литература на предмет социальных проблем современной молодежи и определения молодежи как особой социальной группы. Были рассмотрены особенности и причины алкоголизма в молодежной среде.
Также было исследовано мнение молодежи относительно употребления алкоголя. Как показало проведенное исследование, мнение молодежи к спиртным напиткам носит вполне положительный характер, что по своей сути является предпосылкой деградации молодого поколения российского общества.
1. Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде // Гуманитарные исследования. – 2005. – № 4. – С. 42-51.
2. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 32-38.
3. Данилова Е.А. Реализация государственной молодежной политики в важнейших сферах жизнедеятельности // Социология образования. – 2008. – № 7. – С. 71-77.
4. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №1.– С. 16-21.
5. Дубин Б. Утраченные иллюзии: подбор статей о современной молодежи // Знание-сила. – 2004. –№5.– С. 24-39.)
6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 1. – С. 35-44.
7. Звоновский В.Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи // Вестник общественного мнения. – 2007. – № 1. – С. 54-61.
8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1999. – 268 с.
9. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 2. – С. 183-198.
10. Зубок Ю. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска: Социальная политика // Социальные исследования. – 2003. –№ 4. – С. 27-35.
11. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 1. – С. 147-162.
12. Иванишенко Н.Н. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи // Социология. – 2007. – № 3/4. – С. 22-34.
13. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. – № 3. – С. 124-128.
14. Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор: к проблеме социализации молодого поколения современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 180-192.
15. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1999. – 205 с.
16. Конституция Российской Федерации.