Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 10:59, доклад
Алкоголизм — болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.
Антиалкогольное
воспитание в
школе.
Алкоголизм — болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.
Проведение бесед по антиалкогольной тематике является составной частью общего комплекса мероприятий по антиалкогольному воспитанию учащихся.
Беседы по воспитанию у школьников отрицательного отношения к употреблению алкоголя, как правило, проводятся во внеурочное время. Основная их цель — способствовать расширению знаний и представлений, учащихся о сущности пьянства и алкоголизма, о токсическом воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях употребления алкоголя; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя на основе распространения знаний антиалкогольного характера. Тематика предлагаемых бесед включает ряд направлений, достаточно полно охватывающих проблему.
Первое
направление — медико-
Второе
направление — нравственно-
Третье
направление — социально-
Четвертое направление — правовое. Оно предусматривает распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения.
Пятое направление — пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга. Оно предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжении.
К проведению бесед целесообразно привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать демонстрацией кинофильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию, обсуждение, диспут и т. д.).
Учитель должен быть готов и к тому, что у учащихся, даже младших классов, уже сформирован комплекс представлений об алкоголе и алкогольном потреблении. Эти представления в большинстве случаев содержат свойственные обыденному сознанию алкогольные предрассудки, подсознательную убежденность в том, что употребление алкоголя является признаком взрослости, мужественности. Необходимо учитывать также, что абсолютное большинство учащихся старших классов и часть учащихся VII—VIII классов уже знакомы со свойствами алкоголя, а также некоторых других дурманящих веществ. Поэтому лучше избегать утверждений о немедленных отрицательных последствиях после первых проб алкоголя уже в V—VI классах.
Особую ценность представляет отношение к учащимся не как к потребителям, объектам воспитательных усилий, а как к активным участникам за трезвый и здоровый образ жизни, проводникам антиалкогольной политики в каждую семью. У учащихся должно быть сформировано твердое убеждение в том, что социальное наследование алкогольных обычаев, вредных привычек не должно продолжаться и что в недалеком будущем употребление алкоголя и курение табака станут, смешны и нелепы, а дети и внуки сегодняшних школьников будут с удивлением узнавать о существовании таких странных обычаев из книг и рассказов старших.
Тематика и содержание бесед для учащихся разных классов.
Тематика и содержание бесед для учащихся I—IV классов
I. Зачем люди пьют вино?
1) Понятие об алкоголе и его действие на человека.
2)
Причины употребления
3) Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков.
II. Вино — причина многих несчастий.
1) Люди, употребляющие алкогольные напитки, причиняют вред себе и окружающим.
2) Учащимся следует отрицательно относиться к алкоголю, они должны понимать, что употребляющие его люди заслуживают критики, порицания.
III. Борьба с пьянством — задача всех людей.
Тематика и содержание бесед для учащихся V—VIII классов
I. Употребление алкоголя — вредная привычка, с которой необходимо бороться
1) Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.
2) Употребление алкоголя — одна из наиболее вредных привычек.
3) Употреблять алкоголь некоторых людей побуждают ошибочные представления о его мнимой пользе.
II. Во что обществу обходится пьянство?
1) Употребление алкоголя наносит огромный ущерб экономике страны.
2)
Употребление алкоголя —
3) Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.
III. Употребление алкоголя и здоровье
1) Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека, и на достижения в спорте (ухудшается точность, быстрота и координация движений).
2) Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.
IV. Формирование алкоголизма
1) Опьянение — особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.
2)
В результате регулярного
3) Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики, поэтому особенно опасен для детей и подростков.
4) Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.
5)
Алкоголизм — тяжелое
V. Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.
1)
Пьяницы любят хвалиться
2) Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.
VI. Преимущества трезвого, здорового образа жизни
1)
Трезвый, здоровый образ жизни
— залог семейного
2) Употребление алкоголя ведет к болезням и сокращению продолжительности жизни, к семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.
VII. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.
1) Понятие о правонарушениях и формы правовой ответственности за них.
2)
Появление человека в общественном
месте в состоянии опьянения
— нарушение общественного
3) За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.
Диспут: Как ты проводишь свободное время? Как бы ты хотел его проводить?
Диспут: Коллектив и компания. В чем различия?
Диспут: Тебе предложили выпить, закурить... Как ты поступишь?
Тематика и содержание бесед для учащихся IX—XI классов
I. От вредной привычки к болезни
1) Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека; формирование зависимости человека от алкоголя.
2)
«Культурное» потребление
3) В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности; безнравственность пьянства и алкоголизма.
4)
Особенности подростково-
II. Алкоголь и семья — неразрешимое противоречие
1)
Семья, где хотя бы один
из ее членов систематически
употребляет алкоголь, не может
нормально выполнять свои
2) Употребление алкоголя одним из супругов — частая причина распада семьи.
3)
Употребление родителями
III. Необходимость борьбы с алкогольными обычаями и традициями
1) Природа алкогольных обычаев и традиций.
2)
Преодоление алкогольных
IV. Алкоголь и жизненные перспективы человека
1)
Употребление алкоголя делает
невозможным осуществление
2) Употребление алкоголя препятствует овладению профессией, ведет к утрате трудовых навыков.
3) Алкоголь лишает человека всех основных жизненных ценностей: дружной семьи и здоровых детей, здоровья и долголетия, уважения других людей, материального благополучия.
Диспут: День рождения, дискотека, турпоход... Есть ли здесь место алкоголю?
Основные антиалкогольные мероприятия в школе (примерная схема)
Планомерность и характер мероприятий | Наименование мероприятия | Частота мероприятия | Контингент | Ответственный
за проведение |
Используемые материалы |
Плановые
(периодические)
|
Лекция* | 1 раз в 2 месяца | Параллельные классы | Врач (юрист, психолог) | Кинофильмы, |
Беседа** | 1 раз в месяц | Класс | Классный руководитель | Материалы периодической печати. | |
Диспут | 1 — 2 раза в год | Класс | Классный руководитель | Специальная литература. Факты из жизни учащихся. | |
Экскурсия:
в медицинский вытрезвитель; в наркологический диспансер; в уч- реждение для умственно от- сталых детей |
1 раз в год
|
Класс
|
Классный руководитель
(совместно с работниками учреждения, а также сотрудниками органов правопорядка), |
| |
Плановые
или неплановые
(повседневный).
|
Беседа (на пере- мене, на вне- урочных меро- приятиях) | Повседневно
|
Группа учащихся,
отдельные учащиеся
|
Классный руководитель,
члены педагогического коллектива
|
Материалы
периодической печати, факты из
жизни учащихся, класса, школы |
Фрагмент урока | Повседневно | Класс | Учителя- предметники | Материалы по теме урока | |
Внеплановые
(эпи-
зодический)
|
Собрание по
факту употребления
алкоголя учащимися или группой учащихся
|
При выявлении
факта
|
Класс, параллельные
классы
|
Классный руководитель
(руководители) при участии в случае необходимости руководства школы, юриста. врача, родителей, представителей органов охраны порядка |
|