Проблема алкоголизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 10:59, доклад

Описание

Алкоголизм — болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Работа состоит из  1 файл

доклад алкоголизм.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

    Антиалкогольное воспитание  в  школе. 

    Алкоголизм  — болезненное пристрастие к  алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

    Проведение  бесед по антиалкогольной тематике является составной частью общего комплекса мероприятий по антиалкогольному воспитанию учащихся.

    Беседы  по воспитанию у школьников отрицательного отношения к употреблению алкоголя, как правило, проводятся во внеурочное время.       Основная их цель — способствовать расширению знаний и представлений, учащихся о сущности пьянства и алкоголизма, о токсическом воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях употребления алкоголя; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя на основе распространения знаний антиалкогольного характера. Тематика предлагаемых бесед включает ряд направлений, достаточно полно охватывающих проблему.

    Первое  направление — медико-биологическое. Оно предусматривает раскрытие вредного влияния алкоголя на организм человека, особенно на развивающийся организм подростка. У учащихся необходимо сформировать четкие представления об алкоголизме как о тяжелом заболевании, сначала поражающем психику, а затем и все органы, и физиологические системы человека. Особое внимание следует уделять вопросам вредного влияния алкоголя на потомство.

    Второе  направление — нравственно-этическое. Оно предусматривает раскрытие безнравственности употребления алкоголя, в том числе даже и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на аморальности последствий пьянства и алкоголизма, сколько на раскрытии безнравственности самого факта употребления алкоголя. Тематика ряда бесед прямо направлена на развенчание бытующего мнения о безвредности и допустимости так называемого «культурного» употребления алкоголя.

    Третье  направление — социально-экономическое. Оно предусматривает раскрытие того урона, который наносит пьянство.

    Четвертое направление — правовое. Оно предусматривает  распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения.

    Пятое направление — пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга. Оно предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжении.

    К проведению бесед целесообразно  привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать демонстрацией кинофильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию, обсуждение, диспут и т. д.).

    Учитель должен быть готов и к тому, что у учащихся, даже младших классов, уже сформирован комплекс представлений об алкоголе и алкогольном потреблении. Эти представления в большинстве случаев содержат свойственные обыденному сознанию алкогольные предрассудки, подсознательную убежденность в том, что употребление алкоголя является признаком взрослости, мужественности. Необходимо учитывать также, что абсолютное большинство учащихся старших классов и часть учащихся VII—VIII классов уже знакомы со свойствами алкоголя, а также некоторых других дурманящих веществ. Поэтому лучше избегать утверждений о немедленных отрицательных последствиях после первых проб алкоголя уже в V—VI классах.

    Особую  ценность представляет отношение к  учащимся не как к потребителям, объектам воспитательных усилий, а  как к активным участникам за трезвый и здоровый образ жизни, проводникам антиалкогольной политики в каждую семью. У учащихся должно быть сформировано твердое убеждение в том, что социальное наследование алкогольных обычаев, вредных привычек не должно продолжаться и что в недалеком будущем употребление алкоголя и курение табака станут, смешны и нелепы, а дети и внуки сегодняшних школьников будут с удивлением узнавать о существовании таких странных обычаев из книг и рассказов старших.

    Тематика   и  содержание  бесед для   учащихся   разных   классов.

    Тематика   и  содержание  бесед для   учащихся   I—IV   классов

    I. Зачем люди пьют вино?

    1)   Понятие об алкоголе и его  действие на человека.

    2)   Причины употребления алкогольных  напитков.

    3)   Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков.

    II. Вино — причина многих несчастий.

    1)   Люди,  употребляющие  алкогольные   напитки,   причиняют вред   себе   и   окружающим.

    2)   Учащимся следует отрицательно  относиться  к алкоголю, они должны понимать, что употребляющие его люди заслуживают критики, порицания.

    III. Борьба с пьянством — задача всех людей.

  1. Борьбу с пьяницами должны  вести  все  люди.

    Тематика   и  содержание  бесед для   учащихся   V—VIII   классов

    I. Употребление алкоголя — вредная привычка, с которой необходимо бороться

    1)   Полезные и вредные привычки, их значение для человека и  для общества.

    2)   Употребление    алкоголя —  одна    из    наиболее    вредных привычек.

    3)   Употреблять     алкоголь    некоторых    людей    побуждают ошибочные представления о его мнимой пользе.

    II. Во что обществу обходится пьянство?

    1)  Употребление  алкоголя  наносит  огромный  ущерб экономике страны.

    2)   Употребление алкоголя — частая  причина распада семьи.

    3)   Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

    III. Употребление алкоголя и здоровье

    1)   Алкоголь    отрицательно    влияет    на    работоспособность  человека, и на достижения в  спорте (ухудшается   точность,   быстрота   и   координация   движений).

    2)   Алкоголь губительно действует  на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

    IV. Формирование алкоголизма

    1)   Опьянение — особое   психическое   состояние,   вызываемое алкоголем.

    2)   В результате регулярного приема  алкоголя человек привыкает   к   нему   и   становится   его   рабом   (проба — привычка - болезнь).

    3)   Алкоголь нарушает нормальное  развитие организма и психики, поэтому особенно опасен для детей и подростков.

    4)  Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

    5)   Алкоголизм — тяжелое психическое  заболевание.

    V. Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример.

    1)   Пьяницы любят хвалиться количеством  выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими; свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинства.

    2)   Пьяницы   стремятся   вовлечь   непьющих   в   употребление  алкоголя, чтобы иметь себе компанию  собутыльников и пить за счет других.

    VI. Преимущества трезвого, здорового образа жизни

    1)   Трезвый, здоровый образ жизни  — залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

    2)   Употребление алкоголя ведет  к болезням  и сокращению продолжительности жизни, к семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

    VII. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения.

    1)   Понятие о правонарушениях и  формы правовой ответственности за них.

    2)   Появление  человека  в общественном  месте  в  состоянии опьянения  — нарушение общественного порядка.

    3) За правонарушения, совершенные  в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

    Диспут: Как ты проводишь свободное время? Как бы ты хотел его проводить?

    Диспут: Коллектив и компания. В чем  различия?

    Диспут: Тебе предложили выпить, закурить... Как  ты поступишь?

    Тематика  и  содержание  бесед для  учащихся   IX—XI   классов

    I. От вредной привычки к болезни

    1)   Влияние   однократного    и    многократного   употребления алкоголя на психику человека; формирование зависимости человека от алкоголя.

    2)   «Культурное» потребление алкоголя  — пьянство — алкоголизм — звенья единой цепи.

    3)   В   результате   систематического   употребления   алкоголя происходит деградация личности; безнравственность пьянства и алкоголизма.

    4)   Особенности подростково-юношеского  пьянства и алкоголизма; употребление алкоголя в подростково-юношеском возрасте особенно быстро ведет к деградации личности.

    II. Алкоголь и семья — неразрешимое противоречие

    1)   Семья,  где  хотя  бы  один  из  ее  членов  систематически  употребляет алкоголь, не может  нормально выполнять свои функции.

    2)   Употребление алкоголя одним  из супругов — частая причина распада семьи.

    3)   Употребление родителями алкоголя  губительно влияет на потомство.

    III. Необходимость борьбы с алкогольными обычаями и традициями

    1)   Природа алкогольных обычаев  и традиций.

    2) Преодоление алкогольных обычаев  и традиций — необходимое условие полной победы над алкогольным злом.

    IV. Алкоголь и жизненные перспективы человека

    1)   Употребление алкоголя делает  невозможным осуществление человеком  его жизненных планов.

    2)   Употребление  алкоголя препятствует  овладению  профессией, ведет к утрате трудовых навыков.

    3)   Алкоголь лишает человека всех  основных жизненных ценностей: дружной семьи и здоровых детей, здоровья и долголетия, уважения других людей, материального благополучия.

    Диспут: День рождения, дискотека, турпоход... Есть ли здесь место алкоголю?

    Основные  антиалкогольные  мероприятия в  школе (примерная  схема)

Планомерность и характер мероприятий Наименование  мероприятия Частота мероприятия Контингент Ответственный

за проведение

Используемые  материалы
Плановые   (периодические)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция* 1 раз в 2 месяца  Параллельные  классы Врач (юрист, психолог) Кинофильмы,     
Беседа** 1    раз    в    месяц  Класс Классный  руководитель Материалы периодической  печати.
Диспут  1 — 2  раза  в  год  Класс Классный руководитель Специальная литература. Факты из жизни учащихся.
Экскурсия:

в   медицинский 

вытрезвитель; в 

наркологический

диспансер; в уч-

реждение    для 

умственно    от-

сталых  детей 

1 раз в год

 

 

 

 

 

 

 Класс

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель

(совместно с работниками   учреждения,   а

также    сотрудниками

органов   правопорядка),

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Плановые  или неплановые         (повседневный).

 

 

Беседа  (на пере- мене,   на    вне- урочных   меро- приятиях) Повседневно

 

 

 

Группа учащихся,

отдельные учащиеся

 

Классный руководитель,

члены педагогического 

коллектива 

 

Материалы      периодической печати, факты из

жизни учащихся, класса, школы 

Фрагмент  урока  Повседневно Класс Учителя- предметники  Материалы по теме урока 
Внеплановые (эпи-

зодический)

 

 

 

 

 

 

Собрание по факту употребления

алкоголя    учащимися        или  группой  учащихся

 

 

При   выявлении 

факта

 

 

 

 

 

 

Класс, параллельные классы

 

 

 

 

 

 

Классный  руководитель

(руководители)     при участии в случае необходимости руководства   школы,  юриста.

врача, родителей, представителей органов  охраны порядка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Проблема алкоголизма в России