Проблема взаимоотношения личности и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

      Парк  пишет, что в человеческих сообществах  действует, как и в сообществах  растений и животных, принцип господства. Так называемые естественные или функциональные области городского сообщества - например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков - каждый из   этих районов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно - конкуренции.

      По  мнению ученого, культурное сообщество развивается сходным с биотическим  сообществом образом, однако, несколько  сложнее. Изобретения, равно как и внезапные катастрофические изменения, видимо, имеют более важное значение для появления циклических изменений в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же.

      В человеческих обществах, в отличие  от сообществ животных, конкуренция  и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем  и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

      Человеческое  общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается, если не законом, то нравами.

      Получается, что прогресс способствовал ужесточению  контрольных функций общества. Хотя в России в силу объективных причин данный факт еще не осознается.

      Россия  переживает социальный, демографический, экологический и духовно-нравственный кризисы. Распадаются вертикальные управленческие связи, экономические и межличностные отношения. Падает уровень жизни, происходит резкое расслоение общества, деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, разрушены базовые духовно-нравственные основы социального бытия. Нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность.

      Социальная  сфера характеризуется кризисом систем образования, воспитания, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., массовой безработицей, появлением миллионов беженцев, бездомных, разгулом преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, и прежде всего - за счет молодежи. Из всех дефектов социализации наиболее социально опасны имеющие место дефекты социализации в семье.

      Уникальность  сегодняшней ситуации в России состоит  в том, что взрослеющая молодежь включается в становящийся рынок. Это усложняет процесс социализации и адаптации молодых людей. Ее социальный опыт первичен и в том смысле, что старшему поколению зачастую нечем “поделиться”, более того, оно пытается навязать молодым и псевдорыночный опыт, что обостряет межпоколенческие отношения. Общество вынуждает молодежь лавировать между нормами противоположных типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее противоречие социализации современной молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию к рынку включено все население страны, ранее усвоенные образцы поведения не способствуют достижению успеха. Здесь у молодых людей определенные преимущества.

      Итак, формирование и развитие личности –  очень актуальная проблема современной  социологии (в частности, для решения  проблем отечественной социологии).  Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным   причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).

      Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в  изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).

 

       Заключение 
 

      Проблема  взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании  социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в  условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

      При анализе взаимодействия общества и  личности с точки зрения социального  контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.

      Социальный  контроль осуществляется посредством  реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.  
 
 
 

      Список  использованной литературы: 
 

     
  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: «Гардарики». 2001. -  238 с.
  2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии. ХIХ-ХХв. - М.: «Дело», 2005. - 229 с.
  3. Данило Ж. Маркович. Общая социология. - М.: «Владос». 2000. - 317 с.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: «Инфра-М», 2007. – 566 с.
  5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии.- М..1991. – 408 с.
  6. Казаринова Н.В. Филатова О. Г. Хренов А.Е. Социология: Учебное пособие. – М., 2000. – 399 с.
  7. Общая социология. Учебное пособие под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: «Инфра-М». 2007.  - 652 с.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 – 377 с.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997. – 418 с.

Информация о работе Проблема взаимоотношения личности и общества