Имущественные права
ребёнка имеют свои пределы, которые
указаны в ст. 60 Семейного кодекса
РФ, согласно которой ребёнок не
имеет права собственности на
имущество родителей, родители не имеют
права собственности на имущество
ребёнка. Дети и родители, проживающие
совместно, могут владеть и пользоваться
имуществом друг друга по взаимному
согласию. В случае возникновения
права общей собственности родителей
и детей их права на владение,
пользование и распоряжение общим
имуществом определяются гражданским
законодательством.
Социальная
работа с бездомными
детьми.
Целью данных учреждений
является – создание комфортной социально-психологической
атмосферы для ребенка, благодаря
чему становится возможным частичное
восстановление его контакта с социумом.
Деятельность
социального педагога в данных
учреждениях можно разделить
на четыре этапа. Основной целью
взаимодействия социального педагога
и ребенка является – возвращение
ребенка в социально организованную
среду.
1. Вводный этап. Он
может длиться от трех дней
до трех месяцев.
Цель этапа
– частичное включение ребенка
в социально организованную среду.
На этом этапе,
эффективное взаимодействие осложняется
следующими особенностям безнадзорных
и беспризорных детей:
– трудности
установления контактов со взрослыми
и сверстниками;
– отчуждённость
и агрессивность по отношению
к взрослым;
– негативное
отношение к педагогу и полное
недоверие к нему.
На вводном
этапе ребенок является основным
субъектом деятельности, поэтому
взаимодействие осуществляется
лишь по его инициативе и
наличию желания общаться. Предъявление
к ребенку жестких требований
в данном случае недопустимо.
Данное положение соответствует
либеральному стилю педагогического
руководства, который характеризуется
тем, что ребенку предоставляется
большая свобода, чем педагогу.
В этот период
педагогу необходимо продемонстрировать
ребенку полное принятие его
образа жизни, сопереживание его
проблемам, готовность помочь. В
его работе преобладают методы
стимулирования, поощряется любая
инициатива, одобряется проявление
активности в предлагаемой деятельности.
Из словесных методов чаще
всего используется беседа (важно
объяснить ребенку, что для
посещения клуба ему не обязательно
менять свой образ жизни), из
которой педагог может узнать
общую информацию о ребенке
(педагогом заполняются карты
наблюдения).
На успешное
завершение данного этапа указывают
такие показатели, как добровольное
согласие ребенка посещать учреждение,
заинтересованность его предлагаемыми
видами деятельности и установление
первичного контакта с педагогами.
2. Начальный этап.
Длительность этапа от месяца
до года.
Цель этапа
– адаптация ребенка к условиям
социально организованной среды,
освоение социально одобряемых
форм поведения и деятельности.
К особенностям
детей, влияющим на эффективность
процесса взаимодействия на этом
этапе, относятся:
– настороженность
к педагогу со стороны детей,
– отсутствие
опыта полноценного, положительного
общения со взрослыми,
– низкий уровень
социального интеллекта, затрудняющий
понимание общественных норм, правил,
необходимость соответствовать
им.
На этом этапе
взаимодействие социального педагога
и ребенка должно носить поддерживающий
характер. Потому что возможно, за
много лет, ребенок вновь оказался
включенным в организованную
социальную среду, что требует
от него самоорганизации и
самодисциплины
На начальном, этапе,
субъектом деятельности, в большинстве
ситуаций выступает педагог, он организует
деятельность детей, предлагает новые
формы досуга, управляет и контролирует
их деятельность, но делает это еще не
на прямую, а опосредованно (через группу,
правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического
руководства является либерально-демократическим:
у педагога появляется больше функций
по руководству деятельностью ребенка,
но потребности и желания ребенка по-прежнему
важны и первостепенны. Смысл социально-педагогического
взаимодействия на данном этапе – в переориентировании
внимания ребенка на позитивное отношение
к себе и окружающему миру.
В работе социального
педагога на втором этапе из
числа словесных методов наиболее
эффективны: индивидуальная беседа
с ребенком (цель беседы – предоставить
беспризорнику важную для него
информацию, расширить его представления
о социуме, окружающем мире
и узнать больше о нем самом);
индивидуальное консультирование,
направленное на осознание ребенком
своих положительных сторон. Из организационно-досуговых
методов используются игры с элементами
тренинга, направленные на развитие познавательной
сферы; обучение эмоциональному самоконтролю;
навыков конструктивного общения и т.д.;
тематические досуговые мероприятия,
направленные на приобщение ребенка к
культуре, религии и т.д.; ролевые игры,
направленные на восстановление способности
ребенка выступать во взаимодействии
активным субъектом деятельности. Из наглядных
методов на данном этапе целесообразно
использование информационных буклетов
(«Права и обязанности подростка», «Ответственное
поведение девушки в сексуальной сфере»
и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать
ребенку разговоры на актуальные для него
темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.
На эффективность
и успешное завершение начального
этапа указывают систематическое
посещение ребенком учреждения,
соблюдение правил нахождения
в нем, активное участие в
предлагаемых мероприятиях, возрастание
потребности в достижении успеха
и отсутствие агрессивных реакций
на требования педагога.
3. Основной этап.
Длительность этапа от недели
до полугода.
Цель этапа
– развитие социальной активности
ребенка, формирование мотивации
изменить своей образ жизни.
Основная проблема
ребенка, которую необходимо решить
на этом этапе, – страх перед
дальнейшим развитием отношений
и последующими изменениями в
его жизни. Ребенок боится вновь
оказаться в травмирующей его ситуации
без поддержки взрослых. Данная ситуация
осложняется:
– неуверенностью
ребенка в себе,
– отсутствием
постоянных друзей и поддержки
с их стороны,
– несформированностью
волевой сферы,
– отсутствием
целеустремлённости, направленной
на будущую жизнь,
– несформированностью
жизненных планов.
На основном
этапе взаимодействие социального
педагога и ребенка должно
носить открытый характер. И уже
здесь субъектами взаимодействия
социально-педагогического процесса
являются как социальный педагог,
так и ребенок.
Социальный педагог
организует деятельность детей,
проводит коррекционную работу,
стимулирует и поддерживает положительные
изменения, происходящие в ребенке,
но осуществление данного процесса,
характер изменений и их динамику
устанавливаетсам ребенок. Такой стиль
педагогического руководства можно назвать
демократическим, т.е. признается право
за каждой стороной быть субъектом своей
собственной деятельности. Противоречия,
возникающие на данном этапе (отказ от
деятельности, несогласие с педагогом
и т.д.), необходимо разрешать с помощью
анализа ситуации и совместного договора.
В работе на основном этапе необходимо
учитывать, что одна из причин дезадаптации
несовершеннолетних – непопулярность
и социальная отверженность ребенка в
среде сверстников. Важно попытаться включить
ребенка в группу просоциальной направленности,
где у него появятся новые друзья, увлечения,
ценности.
Содержание деятельности
на данном этапе будет включать
в себя такие формы работы,
как занятия с элементами тренинга
(обучение способности планировать
и прогнозировать свою жизненную
деятельность, развитие рефлексивных
способностей), создание воспитывающих
ситуаций, индивидуальное консультирование
(развитие ответственности), ролевые
игры, диспуты (формирование просоциальных
поведенческих умений и навыков) и т.д.
О переходе
ребенка на следующий этап
указывают такие показатели, как
устойчивый интерес к социально
одобряемой деятельности, эффективное
и активное взаимодействие с
педагогами по решению и восстановлению
утраченных социальных контактов,
утрата зависимости от «уличной»
группы и установление новых
(просоциальных) контактов.
4. Заключительный
этап. Длительность этапа от двух
недель до месяца.
Цель этапа
– восстановление социальных
контактов ребенка.
Согласие ребенка
изменить свой образ жизни
знаменует начало четвертого
этапа работы. Главное препятствие
в осуществлении деятельности
социального педагога по ресоциализации
дезадаптированного ребенка – его страх
перед произошедшими изменениями. Ребенок,
имеющий опыт проживания на улице, знает,
как легко и быстро заработать деньги.
Не стоит забывать, что именно на улице
он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку
и по возвращению в общество при любой
травмирующей его ситуации у него будет
возникать желание все бросить и вернуться
к старому образу жизни. В этом случае
ребенку необходима поддержка со стороны
социального педагога. Ребенок должен
осознавать, что только жизнь в обществе
и по его законам вызывает уважение и одобрение,
возврат к старому образу жизни возможен
лишь при разрыве отношений с учреждением
и педагогами. Таким образом, в ситуациях
срыва и опасности рецидива активным субъектом
взаимодействия выступает социальный
педагог. Он направляет ребенка, открыто
высказывает свое мнение и по необходимости
применяет санкции. Данное положение свидетельствует
об авторитарном стиле взаимодействия.
В ситуациях отсутствия рецидива у детей
взаимодействие носит демократический
характер. Для осуществления профилактики
рецидивов с детьми проводятся индивидуальные
беседы с ребенком, целью которых является
планирование дальнейшей жизненной перспективы.
Важно отметить, что завершением четвертого
этапа считается момент включения ребенка
в организованный социум и отсутствие
рецидивов в течение полугода.
Для эффективности
процесса социально-педагогического
взаимодействия социального педагога
с беспризорными и безнадзорными
подростками, необходимо привлекать: комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав, образуемые в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
органы управления социальной защитой
населения, органы управления образованием,
органы опеки и попечительства, органы
по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости,
органы внутренних дел,