Проблемы бывших заключённых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:25, реферат

Описание

Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом.Наиболее ярко выделяется проблема трудоустройства (приложения №3). На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрес

Работа состоит из  1 файл

Проблемы бывших заключёных.docx

— 25.20 Кб (Скачать документ)

Имущественные права  ребёнка имеют свои пределы, которые  указаны в ст. 60 Семейного кодекса  РФ, согласно которой ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют  права собственности на имущество  ребёнка. Дети и родители, проживающие  совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному  согласию. В случае возникновения  права общей собственности родителей  и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим  имуществом определяются гражданским  законодательством.

Социальная  работа с бездомными детьми.

Целью данных учреждений является – создание комфортной социально-психологической  атмосферы для ребенка, благодаря  чему становится возможным частичное  восстановление его контакта с социумом.

 Деятельность  социального педагога в данных  учреждениях можно разделить  на четыре этапа. Основной целью  взаимодействия социального педагога  и ребенка является – возвращение  ребенка в социально организованную  среду. 

1. Вводный этап. Он  может длиться от трех дней  до трех месяцев. 

 Цель этапа  – частичное включение ребенка  в социально организованную среду. 

 На этом этапе,  эффективное взаимодействие осложняется  следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей:

 – трудности  установления контактов со взрослыми и сверстниками;

 – отчуждённость  и агрессивность по отношению  к взрослым;

 – негативное  отношение к педагогу и полное  недоверие к нему.

 На вводном  этапе ребенок является основным  субъектом деятельности, поэтому  взаимодействие осуществляется  лишь по его инициативе и  наличию желания общаться. Предъявление  к ребенку жестких требований  в данном случае недопустимо.  Данное положение соответствует  либеральному стилю педагогического  руководства, который характеризуется  тем, что ребенку предоставляется  большая свобода, чем педагогу.

 В этот период  педагогу необходимо продемонстрировать  ребенку полное принятие его  образа жизни, сопереживание его  проблемам, готовность помочь. В  его работе преобладают методы  стимулирования, поощряется любая  инициатива, одобряется проявление  активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще  всего используется беседа (важно  объяснить ребенку, что для  посещения клуба ему не обязательно  менять свой образ жизни), из  которой педагог может узнать  общую информацию о ребенке  (педагогом заполняются карты  наблюдения).

 На успешное  завершение данного этапа указывают  такие показатели, как добровольное  согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми  видами деятельности и установление  первичного контакта с педагогами.

2. Начальный этап. Длительность этапа от месяца  до года.

 Цель этапа  – адаптация ребенка к условиям  социально организованной среды,  освоение социально одобряемых  форм поведения и деятельности.

 К особенностям  детей, влияющим на эффективность  процесса взаимодействия на этом  этапе, относятся: 

 – настороженность  к педагогу со стороны детей, 

 – отсутствие  опыта полноценного, положительного  общения со взрослыми,

 – низкий уровень  социального интеллекта, затрудняющий  понимание общественных норм, правил, необходимость соответствовать  им.

 На этом этапе  взаимодействие социального педагога  и ребенка должно носить поддерживающий  характер. Потому что возможно, за  много лет, ребенок вновь оказался  включенным в организованную  социальную среду, что требует  от него самоорганизации и  самодисциплины 

 На начальном, этапе, субъектом деятельности, в большинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства является либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл социально-педагогического взаимодействия на данном этапе – в переориентировании внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

 В работе социального  педагога на втором этапе из  числа словесных методов наиболее  эффективны: индивидуальная беседа  с ребенком (цель беседы – предоставить  беспризорнику важную для него  информацию, расширить его представления  о социуме, окружающем мире  и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком  своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов («Права и обязанности подростка», «Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.

 На эффективность  и успешное завершение начального  этапа указывают систематическое  посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения  в нем, активное участие в  предлагаемых мероприятиях, возрастание  потребности в достижении успеха  и отсутствие агрессивных реакций  на требования педагога.

3. Основной этап. Длительность этапа от недели  до полугода.

 Цель этапа  – развитие социальной активности  ребенка, формирование мотивации  изменить своей образ жизни. 

 Основная проблема  ребенка, которую необходимо решить  на этом этапе, – страх перед  дальнейшим развитием отношений  и последующими изменениями в  его жизни. Ребенок боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется:

 – неуверенностью  ребенка в себе,

 – отсутствием  постоянных друзей и поддержки  с их стороны, 

 – несформированностью волевой сферы,

 – отсутствием  целеустремлённости, направленной  на будущую жизнь, 

 – несформированностью жизненных планов.

 На основном  этапе взаимодействие социального  педагога и ребенка должно  носить открытый характер. И уже  здесь субъектами взаимодействия  социально-педагогического процесса  являются как социальный педагог,  так и ребенок. 

 Социальный педагог  организует деятельность детей,  проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительные  изменения, происходящие в ребенке,  но осуществление данного процесса, характер изменений и их динамику  устанавливаетсам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назвать демократическим, т.е. признается право за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних – непопулярность и социальная отверженность ребенка в среде сверстников. Важно попытаться включить ребенка в группу просоциальной направленности, где у него появятся новые друзья, увлечения, ценности.

 Содержание деятельности  на данном этапе будет включать  в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучение способности планировать  и прогнозировать свою жизненную  деятельность, развитие рефлексивных  способностей), создание воспитывающих  ситуаций, индивидуальное консультирование (развитие ответственности), ролевые  игры, диспуты (формирование просоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д.

 О переходе  ребенка на следующий этап  указывают такие показатели, как  устойчивый интерес к социально  одобряемой деятельности, эффективное  и активное взаимодействие с  педагогами по решению и восстановлению  утраченных социальных контактов,  утрата зависимости от «уличной»  группы и установление новых  (просоциальных) контактов.

4. Заключительный  этап. Длительность этапа от двух  недель до месяца.

 Цель этапа  – восстановление социальных  контактов ребенка. 

 Согласие ребенка  изменить свой образ жизни  знаменует начало четвертого  этапа работы. Главное препятствие  в осуществлении деятельности  социального педагога по ресоциализации дезадаптированного ребенка – его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержка со стороны социального педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектом взаимодействия выступает социальный педагог. Он направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.

Для эффективности  процесса социально-педагогического  взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными  подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой  населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел,

 

Информация о работе Проблемы бывших заключённых