Проблемы молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:27, реферат

Описание

С точки зрения общества благополучная семья - это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья - это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.

Содержание

Введение
Глава 1.Молодая семья как особая социальная категория
1.1 Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья»
1.2 Типы молодой семьи и стадии её развития
1.3 Функции молодой семьи
Глава 2.Проблемы молодой семьи
2.1 Социально-экономические проблемы молодой семьи
2.2 Социально-психологические проблемы молодой семьи
Глава 3. Программа «Обеспечение жильем молодых семей»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат проблемы СР с молодежью.docx

— 61.46 Кб (Скачать документ)

Более содержательной классификацией, на наш взгляд, является деление  молодых семей на благополучные  семьи и семьи социального  риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей  и семьи, где отец проходит военную  службу.

Весьма интересным и спорным  представляется освещение в литературе вопроса об этапах, или стадиях, развития молодой семьи.

 

Молодая семья в своем развитии проходит три стадии. Первая стадия - стадия монады - описана в конце 1960-х годов на примере американской семьи, когда одинокий молодой человек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. На этой стадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования, очень важные для индивидуального психического развития и для развития будущей семьи.

В российских семьях стадия монады очень редка, ее отсутствие связано  исключительно с невозможностью приобретения отдельного жилья для  финансово зависимых молодых  людей. Соответственно молодые люди не имеют возможности «посмотреть  со стороны» на те семейные правила, которые существуют в их родительских семьях. В такой ситуации трудно выработать свой собственный взгляд на семейные установки. К правилам родительской семьи обычно существует отношение, которое укладывается в схему «нравится - не нравится». Молодые люди часто дают себе обещания: «никогда не буду как мама» или «никогда не буду как папа». Но четко осознанного «каким же я буду?» или хотя бы «как я хочу, чтобы было?» обычно нет. Именно взаимное разрешение этих вопросов и является основной задачей, которая должна быть решена в период диады.

Заметим, что стадию монады в современной России вынуждены  проживать молодые люди, приезжающие  из сельской местности в город  для получения профессионального  образования или устройства на работу, а также мигрирующие по иным причинам. Именно они получают возможность, в отрыве от родительской семьи, проверить на практике справедливость правил, усвоенных в родительской семье, практическую ценность семейных установок. Приобретение собственного опыта позволяет внести в свое поведение коррективы, иногда довольно существенные. В частности, появляется толерантность к иным, по сравнению с его собственными, формам бытового поведения, чужим привычкам и мнениям.

Диада - это поиск компромисса, когда молодожены устанавливают  правила своей совместной жизни, проходят период адаптации, привыкают  к новым семейным ролям. Стадия диады чрезвычайно трудна и важна для молодоженов, и от того, как и в какой обстановке будут выработаны правила совместного существования, будут ли эти правила действительно приняты супругами, или один из них будет доминировать, а другой просто подчинится навязанным ему правилам в силу более слабого характера или под влиянием каких-то других обстоятельств, зависит жизненный стиль развития семьи: будут ли там накапливаться проблемы или супруги с позиции сотрудничества будут решать проблемные ситуации на стадии их возникновения.

Со временем молодая семья, часто вне зависимости от того, насколько успешно она решила проблемы диады, вступает в следующую  стадию жизненного цикла - триаду: у  молодоженов рождается ребенок. Это время серьезного кризиса  для любой семьи. Супруги думают, что с рождением ребенка все  станет лучше, ведь традиционно принято  идеализировать материнство.

Действительно, отношения  в молодой семье подвергаются серьезным испытаниям, например таким, как структурный кризис семьи. Часто  у людей возникает ощущение, что  они стали дальше друг от друга. В  любом случае именно на эту стадию приходится пик мужских измен, который  связан скорее с трудностью пересмотра семейных правил и обязанностей. Эти  трудности являются главной причиной возможного эмоционального «развода», который может спровоцировать и  настоящий развод. И то, как реально  будет развиваться семья при  появлении новорожденного, во многом будет зависеть от того, какую базу, не только эмоциональную, но и материальную, заложили супруги, понимая, какой трудный  период им придется пережить. Понятно, что если никакой, то в первые же дни после рождения ребенка супругам придется обращаться не только за психологической поддержкой, но и за материальной помощью к своим родительским семьям, что неизбежно повлечет за собой какую-то потерю самостоятельности. В этом случае семья, хотя бы на время, становится дисфункциональной, потому что дисфункциональная семья - это семья, которая не справляется со своими задачами.

Необходимо напомнить  и о роли отца в воспитании ребенка. В нашей стране существует общепринятый стереотип, что воспитание детей - по большей части забота матери. Скорее всего, некоторые мужчины были бы не против побольше заниматься с ребенком. Но в ситуации совместного проживания с родителями у молодого папы совсем мало возможностей реализовать это естественное желание, потому что две женщины (мать и теща или мать и свекровь) - вроде бы вполне достаточно для одного малыша. Постепенно неучастие отца в уходе за малышом становится негласным правилом, отец уже и не пытается этого делать, невольно устраняясь от выполнения воспитательной функции. И если во время беременности и после рождения малыша в большинстве семей взаимоотношения становятся хотя бы на какое-то время отдаленными, то при неучастии отца в воспитании ребенка эмоциональный контакт еще более нарушается. Семья становится дисфункциональной, и в конфликтной ситуации папа обязательно получает упрек.

В современной России рождение ребенка откладывается на более  долгий срок (более трёх лет с  момента заключения брака). Соответственно и возраст молодых родителей  оказывается большим, чем 30 лет. По этой причине многие молодые семьи  не успевают дойти до стадии триады в срок, когда они юридически считаются  молодой семьёй. Необходимо напомнить  также, что эта трехстадийная модель Н. Акермана построена на основе исследования американских молодых семей. Нам она представляется интересной, однако специфика российской ситуации требует, на наш взгляд, иного подхода к выделению этапов развития молодой семьи.

При создании альтернативной классификации во главу угла необходимо поставить содержательные аспекты  межличностных отношений. Динамика развития этих глубоко личностных, интимных отношений молодой пары предполагает обычно этапность, с постепенным переходом от одного этапа к другому. Предлагается выделить в развитии молодой семьи следующие этапы:

1. Этап взаимного интереса, возникающего как при первом  знакомстве, так и в ситуациях,  когда уже знакомые прежде  люди попадают в обстоятельства, предполагающие более тесный  личный контакт. На этом этапе  отношения характеризуются возникновением  взаимной симпатии, интереса.

2. Этап пробы, когда  личные контакты становятся более  глубокими и постоянными. Молодая  пара переходит к пробе отношений  (исследованию совпадений вкусов, пристрастий, мнений). На этой  стадии развития отношений происходят  обыкновенно и первые сексуальные  контакты, которые тоже являются  специфической пробой, тем более  важной, если молодые люди уже  имеют сексуальный опыт. На этих  стадиях формирование отношений  происходит обычно без их афиширования, напротив, иногда предпринимаются  меры для того, чтобы скрыть  факт их существования.

3. Этап публичных отношений,  когда пара демонстрирует отношения  окружающим людям. Наступает период  более продолжительных контактов  (в том числе и сексуальных), которые происходят, так сказать,  «на разных территориях»: молодые  люди встречаются, а иногда  непродолжительное время вместе  живут то в квартирах родителей  или знакомых, то в комнатах  общежитий, то в гостиницах (например, в туристических поездках). Однако  на этом этапе развития отношений  денежные средства у каждого  свои, нет, так сказать, «общей  кассы». Этот период отношений  характеризуется тем, что молодых  людей знакомые и родственники  воспринимают как устойчивую  пару. В прежние времена этому  периоду соответствовало время  от помолвки до свадьбы, с  поправкой, конечно, на строгость  нравов. Для молодых людей важно  то, как их отношения «вписываются»  у каждого в систему уже  существующих отношений и связей. Например, на этой стадии происходит  знакомство с родителями и  родственниками, с друзьями. В связи  с этим особую роль играют  те оценки, которые дают окружающие. Эти оценки становятся индикаторами  потенциала развития отношений.

4. Этап гражданского брака  - не является обязательным, поскольку  предполагает в обязательном  порядке экономическую независимость  молодых или хотя бы их «территориальную  автономию» - проживание отдельно  от родителей. Гражданский брак, предполагающий совместное ведение  хозяйства и совместное проживание, - это следующая стадия развития  молодой семьи, которая становится  возможной в связи и в зависимости  от экономической самостоятельности  молодых.

5. Этап официального, зарегистрированного  брака - стадия, на которой отношения  оформляются для придания им  значимого с точки зрения правовых  последствий статуса. Момент регистрации  брака можно считать днем официального  рождения молодой семьи. Однако  необходимо учитывать тот факт, что семьей молодая пара может  считать себя и на более  ранних стадиях развития отношений.  Речь в этом случае может  идти о существовании семьи в социологическом смысле.

Необходимо заметить, что  такое последовательное, поэтапное  развитие отношений - это теоретическая  модель. В реальности отношения на любом этапе могут быть прерваны, возможна и регрессия отношений, с возвращением их на более ранние стадии развития.

1.3 Функции молодой семьи

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая.

Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической  потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней  мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые  семьи. И для них эта функция  может быть признана приоритетной.

В то же время семья заинтересована в детях, причем сегодня это скорее не экономическая (дети - гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная  потребность. Семья без детей  в некотором роде неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем в последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек, почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже  вырастил своих детей, в худшем - те, кто их не имел и обзаводиться детьми не собирался. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется - она распространяется среди супругов детородного возраста, в первую очередь - в молодых семьях. Это вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши», с другой - по высказываниям наших респондентов - нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу: в образовании, работе, повышении квалификации, провождении свободного времени, реализации своих способностей, и, наконец, духовным и морально-нравственным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого - престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку. Молодые семьи по этой причине откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще.

Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает  не столько как институт, сколько  как малая группа с характерными для этого образования особенностями  группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых  невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.

Для молодых семей психологическая  функция семьи состоит в превращении  влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или  супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым  и составляет глубинный внутренний смысл семьи.

Во многих зарубежных работах  психологическая функция семьи  обозначается как «функция психотерапии». Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность  самоутверждения, то есть в конечном счете создать базу для развития высшего типа потребностей (по Маслоу) в самоактуализации и реализации творческого потенциала.

Психологическая функция  семьи осуществляется через межличностные  отношения. В современных социально-психологических исследованиях семьи (А.И. Антонова, А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лада) вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный «удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный период и до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка решающую роль начинает играть степень и характер кооперации: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях «традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает весь характер семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия.

Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень  психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые  авторы (например, М.А. Галагузова) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей,которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Информация о работе Проблемы молодой семьи