Проблемы разделения труда и возникновение профессий в исследованиях Э. Дюргейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:10, реферат

Описание

Центральная проблема творчества Э. Дюркгейма, прошедшая через всю его жизнь, - социальная, или общественная, солидарность. Один из главных вопросов, который постоянно интересовал французского социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество, что заставляет их это делать. Ответ на этот вопрос был найден им в движущей силе их поведения, которую он определил как социальную солидарность. Последнюю Дюркгейм рассматривает в тесной связи с таким важнейшим социальным явлением, как разделение общественного труда.

Содержание

1. Проблемы разделения труда и возникновение профессий в исследованиях Э. Дюргейма…………………………………………………...
Использованная литература………………………………………………….……

Работа состоит из  1 файл

социология труда.docx

— 28.29 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

  1. Проблемы разделения труда и возникновение  профессий в исследованиях Э. Дюргейма…………………………………………………...

Использованная литература………………………………………………….……

 

Центральная проблема творчества Э. Дюркгейма, прошедшая через всю  его жизнь, - социальная, или общественная, солидарность. Один из главных вопросов, который постоянно интересовал французского социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество, что заставляет их это делать. Ответ на этот вопрос был найден им в движущей силе их поведения, которую он определил как социальную солидарность. Последнюю Дюркгейм рассматривает в тесной связи с таким важнейшим социальным явлением, как разделение общественного труда.

Он говорит, что силой, создающей общественное целое, является разделение труда: "Разделение труда состоит на самом деле в разделении функций, бывших ранее общими" Дюркгейм. 1991. Под ним он понимает, прежде всего, профессиональную специализацию. Разделение труда - признак развитого общества, поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. "Действительно, - читаем у Дюркгейма, - с одной стороны, каждый тем теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой - деятельность каждого тем личностное, чем она более специализирована".

Следовательно, разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознание того, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи с обществом, т.е. социальной солидарности.

Таким образом, связь между  социальной солидарностью и разделением труда определяется, прежде всего, тем, что второе является источником первой. "Чтобы разделение труда производило солидарность, - считал Дюркгейм, - недостаточно того, чтобы каждый имел свое занятие; необходимо еще, чтоб это занятие ему подходило". Социолог доказывает сформулированные выше положения достаточно четко. Занятия различных людей (социальных групп) теми или иными видами труда, необходимость выполнения многообразных функций в этой сфере деятельности заставляют людей солидаризироваться, объединяться для поддержания нормальной жизни. Социальная солидарность, по Дюркгейму, явление чисто моральное, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Но это не просто моральное явление. Социальная солидарность - высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами общества.

Дюркгейм пишет о двух формах социальной солидарности - механической и органической, каждая из которых характеризует различные типы связей и отношений между людьми. Механическая солидарность, согласно его терминологии, - это "солидарность по сходствам", т.е. вследствие сходства между людьми. Она существует в неразвитом, архаичном обществе, тогда, когда индивиды мало чем отличаются друг от друга. Механическая солидарность возможна за счет поглощения и даже подавления индивидуальности коллективом, общиной.

В развитом обществе на смену  механической приходит органическая солидарность. Она возникает и существует в условиях развивающегося разделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми. Она подчеркивает индивидуальность и личностное начало. Ученый назвал эту форму солидарности органической, потому что в развитом обществе каждый человек выполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением труда - подобно тем процессам, которые происходят в организме, когда каждый орган выполняет присущую лишь ему функцию. Следовательно, сравнение развитого общества со сложным организмом, имеющим свои особые структурно-функциональные характеристики, привело Дюркгейма к терминологической характеристике этой формы солидарности как органической.

Как становится возможным  переход от одной формы солидарности к другой? Ответ социолога однозначен: на основе возникающего разделения труда. Его причиной социолог считал рост народонаселения и усиливающуюся в связи с ним интенсивность социальной жизни. Разделение труда становится едва ли не единственным средством и фактором сохранения и упрочения общества, которое происходит благодаря появлению социальной солидарности нового типа - органической. Профессионализация труда и специализация функций ориентируют общество в целом и конкретные социальные группы на стремление к единству.

Рассматривая органическую солидарность в условиях современного ему капиталистического общества и характерного для него разделения труда, Дюркгейм уходит от экономических характеристик последнего, от рассмотрения присущих капитализму противоречий между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией. Зная работы Маркса и его идеи относительно принудительного характера труда при капитализме, французский социолог не следует им. Более того, он отказывается от Марксовой методологии анализа капитализма и присущего ему общественного разделения труда.

Дюркгейм исследует разделение труда с моральных, а не с экономических позиций, т.е. с той точки зрения, которая позволяет ему в утратившем свое единство капиталистическом обществе показать его возможности и перспективы. Они заключаются, по мнению Дюркгейма, в установлении социальной (классовой) солидарности как той желательной общественной связи, которая преодолевает и компенсирует все недостатки, связанные с разделением труда.

Таким образом, возникая на основе общественного разделения труда, социальная солидарность становится стержнем его дальнейшего развития. Анализ связи разделения труда и социальной солидарности логично привел ученого к отказу от глубокого изучения экономической жизни капиталистического общества. Он, мягко говоря, подвергал сомнению основополагающий характер экономического фактора общественной жизни, прочность и устойчивость экономических связей как "сцепляющего" эту жизнь механизма.

Однако все это не означает, что Дюркгейм не видел кризисных  явлений капитализма и его  болезней. К ним он относил в  первую очередь социальное неравенство, неадекватную организацию разделения труда и аномию. Под последней социолог понимал такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей, а большинство членов общества относится к существующим социальным нормам негативно или равнодушно. Аномия возникает тогда, когда социальные функции в обществе не приспособлены друг к другу, между ними существует "разлад". Что касается социального неравенства, то, по мнению Дюркгейма, оно появляется в результате установления такой "неотлаженной" системы отношений, которая отнимает у многих трудящихся возможность реализовать свои способности и занять достойное место в обществе.

Таким образом, все эти "ненормальные" формы разделения труда (аномия, социальное неравенство) возникают как результат недостаточной отрегулированности отношений между основными классами капиталистического общества. Отсюда становится понятным ответ Дюркгейма на вопрос, что делать и как быть с болезнями капитализма. Со всей очевидностью из его позиции следует, что преодолевать эти болезни можно и нужно мирным, нереволюционным путем, на основе сохранения частной собственности и укрепления социальной солидарности между классами.

Некоторые исследователи  творчества Дюркгейма спорят с такой  позицией, обвиняя его в утопизме и отсутствии, как у Маркса, экономического детерминизма в объяснении общественного  разделения труда, аномии и социального неравенства при капитализме. Но не следует забывать, что развитие капитализма подтвердило справедливость многих соображений Дюркгейма о возможности установления солидарности между различными социальными слоями в условиях общества разделенного труда.

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии  и предмета преподавания. Влияние  его идей присутствует в самых  различных отраслях социологического знания: от общей социологической  теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее  значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых  и убедительных онтологических обоснований  необходимости и возможности  социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого  рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что  эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как  природные явления, она не поддается  произвольному манипулированию. Таким  образом, Дюркгейм отстаивал необходимость  осторожного и уважительного  отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии  на социальные процессы.

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался  в достоинство. Именно благодаря  ему и в профессиональном, и  в массовом сознании утверждался  высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обществе - социологии.

Контом  Дюркгейм рассматривал общество главным  образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается  дюркгеймовской традицией.

Доказывая “нормальный” характер солидарности в обществе и “анормальный” характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы  “органической” солидарности и недооценил вероятность возникновения новых  форм (или возрождения) “механической” солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что разделение труда  не только порождает социальную солидарность; оно ведет к формированию специфических  социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо  подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и  согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более “нормальное” и универсальное явление, чем социальный конфликт.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Дюркгейм внес важнейший вклад  в понимание общества как ценностно-нормативной  системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

В эпистемологическом аспекте вклад  Дюркгейма был не менее значителен, чем в онтологическом. Он убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые  разные отрасли социологическою  знания: в общую теорию, в частные  теории, в исследование отдельных  сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.

Провозгласив основным принципом  своей методологии необходимость  изучать социальные факты как  вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных  спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и  утопического. Но, тем не менее, эта  вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.

Дюркгейм внес важнейший вклад  в становление и утверждение  профессиональной социологической  этики. В своих трудах он доказывал  особое значение профессиональной этики  в современном обществе. Своей  собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в  сфере социальной науки. Дюркгейм исходил  из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила  пользу обществу, он считал необходимым  в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской  этики, познавательные ценности - от любых  других.

Информация о работе Проблемы разделения труда и возникновение профессий в исследованиях Э. Дюргейма