Проблемы соц защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд.

Содержание

ведение …………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность социальной защиты населения ……………… 4
2. Роль социальной работы в защите населения ……………………… 5
3. Проблемы и пути реформирования системы социальной
защиты населения в России …………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………………… 15

Работа состоит из  1 файл

Проблемы соц защиты населения в россии.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

 

Ш оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризис-ные материальные и социально-бытовые ситуации;

 

Ш равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе му-ниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств ин-формации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

 

Ш реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культур-ном и спортивном плане.

 

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гу-манизацию всех сфер жизни этих людей.

 

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяю-щим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возмож-ность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ве-дущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

 

Социальная за-щита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

 

Ш всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной при-надлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

 

Ш полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспо-собности, при потере кормильца, в других предусмотренных законо-дательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государст-венных пособий семьям, имеющим детей;

 

Ш жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспече-ния, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек вы-платы пенсий, как государственных, так и иных;

 

Ш осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению соци-альной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

 

Ш проживанию в семье;

 

Ш сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;

 

Ш имущественным интересам;

 

Ш достойному обеспечению ритуальными услугами.

 

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государ-ства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно се-мья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентиро-ванная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития се-мьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

 

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференциро-ванными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положи-тельного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

 

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их воз-никновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмот-ренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вы-нужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие ком-петентные органы.

 

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой соци-альной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

 

Ш определение роли и места социальной защиты населения в социальном разви-тии страны и регионов;

 

Ш нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее со-циальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантирован-ной государством;

 

Ш разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образова-нии, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адрес-ного использования в планировании расходов на социальную сферу и их по-этапного повышения;

 

Ш нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рис-ков;

 

Ш разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;

 

Ш разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;

 

Ш разработка структурного реформирования государственного управления социаль-ным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его раз-вития;

 

Ш институциональные и организационные преобразования социального ком-плекса:

 

ь демонополизация;

 

ь развитие инфраструктуры;

 

ь приватизация социальных объектов;

 

ь регулирование платных социальных услуг.

 

Ш инвестиционная политика в социальной сфере;

 

Ш определение приоритетов развития социальной сферы;

 

Ш инновационная политика социальных технологий;

 

Ш формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управ-ление социальными процессами;

 

Ш формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;

 

Ш создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудо-вом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на ак-тивное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

 

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандар-тов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этиче-ском плане - во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие - минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

 

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непо-мерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обяза-тельств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального на-логообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии со-хранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии соци-ального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполне-нию социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурс-ной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сде-лать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

 

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеиз-ложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложив-шихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здраво-охранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

 

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению соци-альными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о рас-полагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

 

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений соци-альной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Дос-тойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

 

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и пересе-ленцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пре-бывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

 

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого присталь-ного изучения и поиска адекватного решения.

 

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный (табл. 1) [7, с. 29-30].

 

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяс-нить людям причины и возможные решения проблемы.

 

Таблица 1.

 

Динамика основных социально-экономических показателей по вариантам развития, %

 

 

Вариант             

1998 г.             

1999 г.             

2000 г.             

2001 г.             

2002-2005 гг.             

2006-2010 гг.             

2000-2010 гг.             

             

в среднем за год             

за период             

в среднем за год             

за период             

в среднем за год                           

 

Инерционный ВВП             

95,1             

103,2             

105,5             

103,2             

103,6             

100,9             

107,2             

101,4             

112,5             

 

Продукция промышленности             

94,8             

108,1             

108,0             

101,0             

110,0             

102,4             

116,0             

103,0             

132,7             

 

Инвестиции             

93,3             

104,5             

109,0             

106,0             

103,2             

100,8             

119,3             

103,6             

128,9             

 

Экспорториентированный ВВП             

95,1             

103,2             

105,5             

104,0             

110,4             

102,5             

108,3             

101,6             

122,9             

 

Продукция промышленности             

94,8             

108,1             

108,0             

104,5             

120,2             

104,7             

127,6             

105,0             

160,6             

 

Инвестиции             

93,3             

104,5             

109,0             

106,5             

126,2             

106,0             

131,9             

105,7             

176,4             

 

Инвестиционно-активный ВВП             

95,1             

103,2             

105,5             

104,5             

122,5             

105,2             

126,4             

104,8             

158,0             

 

Продукция промышленности             

94,8             

108,1             

108,0             

105,5             

126,2             

106,0             

133,8             

106,0             

178,1             

 

Инвестиции             

93,3             

104,5             

109,0             

107,5             

Информация о работе Проблемы соц защиты населения