Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат
Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Конечно, невозможно претендовать в
одной работе на полный охват всех
современных проблем
В двух словах можно сказать, что процесс социализации поколений, входящих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс самовоспроизводства общества, тесно связан с традициями. А современный этап мирового общественного развития не менее тесно связан с инновациями. Эти два, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельства, тем не менее, вынуждены совмещаться в одном современном социальном пространстве. Это порождает не только объективные коллизии современной истории, но и все более настоятельно требует выработки знаний, принципов, правил и методов деятельности, способной учесть и эффективно выстроить их взаимодействие, избежав катастрофических противоречий.
Поэтому целью данного исследования является разработка целостной концепции социализации молодежи, с точки зрения значимости для нее традиций и инноваций, традиционных и инновационных процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- выявить основные теоретико-
- выявить современные
- выделить и проанализировать
в историческом процессе
- раскрыть основания и
- выделить, с точки зрения наибольшего
позитивного или негативного
влияния в целом на
- выявить специфические
- проанализировать
В работе автор опирался на труды классиков философии, социологии, политологии, педагогики, истории, психологии: Платона, Аристотеля, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Ж.П.Сартра, К.Ясперса, Э.Фромма, Э.Дюркгейма; К.Леви-Строса, Дж.Дж.Фрэзера, Л.Леви-Брюля, А.Д.Тойнби, О.Шпенглера, Н.А.Бердяева; У.Джемса, А.Маслоу, В.Франкла и др.
Значительное теоретико-методологическое влияние на разработку проблем оказали работы таких современных ученых, как В.А.Вазюлин, П.П.Гайденко, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, В.И.Купцов, А.Н.Леонтьев, Момджян К.Х. и др.
В работе использованы публикации в периодической печати - статьи, обзоры, заметки; анализ политических и законодательных актов и документов; данные социологических исследований, проводившихся в России, в г.Оренбурге (при активном участии автора) и Оренбургской области.
Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по теории деятельности, сущности человека, по проблемам социального детерминизма.
А также в научных исследованиях и разработках по проблемам молодежи, социальной деятельности, социального развития, при проектировании социальных инноваций, в процессе реформирования современных систем и структур по работе с молодежью или другими социальными процессами и группами в парадигме развития.
Основные выводы рассчитаны на практическое использование в деятельности институтов государственного регулирования социальных процессов (законодательных, исполнительных, идеологических и прочих уровней властных структур), при разработке вопросов государственной молодежной политики, региональной, муниципальной политики по работе с молодежью, в социальном управлении. Отдельные разделы могут быть использованы в системе последипломного образования работников комитетов и отделов по делам молодежи, социального управления, политических, юридических и других органов и организаций, работающих с молодежью.
& 1. Социальные и
теоретические предпосылки
изучения молодежи
С каждым днем все более пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление государственной молодежной политики в нашей стране. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России. Ясно, что опыта осуществления такой политики у нас пока просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась. (См.53). Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах может служить лишь определенным ориентиром, но не более. Следовательно, и возможные методы работы с современной молодежью могут пока нарабатываться только в процессе реальной практической деятельности по осуществлению молодежной политики в разных регионах страны.
Однако молодежь и молодежная политика в России все еще не являются достаточно изученным объектом, в силу целого ряда обстоятельств - политико-идеологических, материально-технических, финансово-организационных и др. Что означает отсутствие адекватной информации об изучаемом объекте - это вопрос риторический. А для социального управления - тем более, невладение информацией о реальном положении дел с молодежью означает полное непонимание перспектив всего общества в целом, невозможность прогнозов и планирования (в том числе ресурсного) дальнейшего развития событий и структур, проблематичность построения управляющей практики, обреченность на стихию произвольно складывающихся социальных процессов.
Одна из центральных социальных проблем здесь заключается в том, что, как правило, молодежь или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. В последнее десятилетие наше общество почти напрямую столкнулось с последним. Добиться хотя бы частичного принятия поколением детей общественных ценностей своих предшественников, совместить новые общественные ориентиры с прежними ценностными устоями так, чтобы революционизировать бывшее советское сознание, но при этом не спровоцировать обвал социальности, - все это оказалось непростым, но важным вопросом выживания Российского общества и государства. В его решении отечественная политика пока вряд ли может похвастать достижениями и успехами.
Тем не менее, в истории имелись прецеденты решения обществом, находящемся на изломе, аналогичных проблем, связанных именно с молодежью. Это, прежде всего, пример Германии и частично Японии после поражения во второй мировой войне. Там были найдены - в ситуации, аналогичной нашей, - новые для своего времени и эффективные подходы к тому, чтобы решить проблему деидеологизации, а затем и реидеологизации молодежи. Отсекая крайности национал-социализма и фашизма, обе страны тогда взяли курс на фундаменталистские - семейно-религиозные - ценности и смогли кое-чего добиться. Но в их ситуации было понятно, что делать, оставалось только решить, как делать.
У нас же до сих пор не ясно ни что делать, ни - тем более - как. Мировое сообщество, озабоченное решением глобальной проблемы вовлечения молодежи в жизнь существующего общества, через свои каналы стремится воздействовать на политику отдельных стран в расстановке приоритетов при решении национальных проблем. Об этом красноречиво свидетельствуют документы ООН. Россия, выступив правопреемником СССР, сделала только полшага в направлении осуществления национальной молодежной политики. Однако пока нет целостной национальной стратегии развития, или хотя бы ее концепции, не ясно, что можно требовать и ждать от молодежи. А время не ждет, вызовы мировому сообществу в лице локальных и региональных конфликтов показывают, что по обе стороны баррикад воюют прежде всего молодые люди. Подрастает поколение, готовое воевать, а не работать на конструктив.
Что делать с нашей молодежью, выброшенной сейчас из полноценной социальной жизни и ставшей легкой добычей криминального мира с его собственными законами? Какие шаги предпринимать для того, чтобы уберечь ее саму от разрушения сегодня и все общество от ее разрушительной активности завтра? Ответы на такие вопросы нельзя получить на уровне здравого смысла, типа: " Увеличьте финансирование - и все само собой образуется. " Здесь нет и не может быть простого решения. Проблема может быть разрешена, если она правильно поставлена, однако у нас она до сих пор даже не осознается как проблема. И поныне нет понимания значимости комплексного подхода к изучению и решению проблем молодежи.
Противоречивая ситуация в жизни нашей страны до предела обострила проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем всех поколений. В недалеком прошлом у нас в стране (СССР) существовал хотя бы государственно-партийный (или наоборот) принцип передачи подрастающему поколению основных норм и ценностей общества. Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от истории, особенно советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, новая формируется очень противоречиво, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет критериев истинных представлений о человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.
Идет неслыханное разжигание потребительской жажды благ любой ценой. При этом практически не просматривается хотя бы робкая попытка формирования новой этики, в которой утверждалась бы творческая личность, способная максимально эффективно использовать свой и представленный ей обществом ресурс в интересах общества, с ориентацией на будущее. Господствует и в невероятных масштабах процветает сиюминутный интерес проедания будущего.
Можно построить не одну логическую цепочку, позволяющую проинтерпретировать цифры официальной статистики. Например, рост преступности, в том числе и подростковой, можно объяснить, помимо всего прочего, и тем, что в массовом порядке происходит переход от досуговых форм деятельности к противоправной. Ведь раньше реально досуговая деятельность в подавляющем большинстве не была самоорганизующейся деятельностью. Государству было легче (дешевле) наштамповать массовиков-затейников в культпросветучилищах, основной задачей которых являлось занять молодежь хоть чем-нибудь, а вовсе не обучить эту молодежь организации собственного досугового пространства и времени.
Глубинная же суть современных отечественных
проблем заключена в том, что
в свое время, еще в начале века,
мы пережили огромную социальную ломку
традиционного уклада и переход от феодально-капиталистического,
в массе своей земледельческого, уклада
жизни к индустриально-"
В советское время мы длительное
время, по разным социально-историческим,
идеологическим, мировоззренческим
и т.д. обстоятельствам
Поиски своего места в зарождающейся новой социальности заставляют сейчас молодежь совершать ряд маневров, которые, однако, пока не дают видимых социальных результатов. Сегодня Россия переживает и проживает ситуацию, когда скорость распада страны, государства (общества?) оказалась настолько велика, что не только поколение, но даже отдельные индивиды могут наблюдать это невооруженным взглядом. На уровне здравого смысла встает вопрос - на что можно надеяться в этой жизни конкретному человеку? Что выбрать в качестве ценности и сверхценности для себя? И нужно ли вообще что-то выбирать? Теперь, в условиях крушения привычных норм существования, экзистенциальное напряжение индивидуальной и общественной жизни возросло настолько, что хотим мы того или нет, но каждый должен дать ответы на эти вопросы.
Когда же у множества отдельных людей начинают возникать одни и те же вопросы и находятся люди, способные их задавать и искать на них ответы, то появляется поле деятельности для науки, ей сейчас доверен авторитет в последней инстанции.
Велик искус дать простые и всем понятные ответы на все "простые" и "сложные" вопросы. Но всеведущие ответы на любой случай жизни - сегодня это путь в никуда, в небытие социальное и индивидуальное. Попытаться дать непростые ответы - это совместить в одной точке теоретический фокус, доступный узкому кругу профессионалов, и практический - понятный каждому простому человеку, но с оговоркой, что это гражданин своей страны, сын своего отечества. Для каждого сегодня наступил свой момент истины.
Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи