Проблемы казахстанской молодёжи, по своей
сути, представляют собой проблемы не
только современного молодого поколения,
но и всего общества в целом, от решения
которых зависит не только сегодняшний,
но и завтрашний день нашего общества.
Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны
и исходят из объективных процессов, протекающих
в современном мире - процессов глобализации,
информатизации, урбанизации и т.д.. С другой
стороны они имеют свою специфику, опосредованную
современной казахстанской действительностью
и проводимой в отношении молодёжи молодёжной
политикой.
Наиболее
актуальными проблемами для современной
казахстанской молодёжи, на наш взгляд,
являются проблемы связанные с духовно-нравственной
сферой бытия. Процесс становления современной
казахстанской молодёжи происходил и
протекает в условиях ломки «старых» ценностей
советского периода и формирования новой
системы ценностей и новых социальных
отношений. В условиях системного кризиса
современного российского общества и
его основных институтов, затронувшего
все сферы жизнедеятельности, институтов
социализации (семьи и семейного воспитания,
системы образования и воспитания, институтов
труда и трудовой деятельности, армии),
самого государства. Активного насаждения
и подмены основ существования гражданского
общества стандартами общества потребления,
воспитанием молодого человека, не как
гражданина, а как простого потребителя
тех или иных товаров и услуг. Наблюдается
тенденция к дегуманизации и деморализации
содержания искусства, (понижения, деформация,
разрушение образа человека), подмене
норм ценности высокой культуры усредненными
образцами массовой потребительской культуры,
переориентации молодёжи от коллективистских
духовных ценностей к корыстно-индивидуальным
ценностям. Это, а также отсутствие четко
сформулированной национальной идеи и
объединяющей идеологии, стратегии развития
консолидирующей общество, недостаточное
внимание к культурному развитию населения,
противоречивость государственной молодёжной
политики закономерно приводит нас к крайне
негативным последствиям. На фоне мировоззренческой
неопределенности молодёжи (отсутствия
у неё мировоззренческих основ смыслоориентации
и социально-культурной идентификации),
коммерциализации и негативного влияния
СМИ (формирующих «образ» субкультуры),
непрекращающейся духовной агрессии Запада
и экспансии массовой коммерческой культуры,
насаждения стандартов и психологии общества
потребления, происходит примитивизация
смысла человеческого бытия, нравственная
деградация личности и снижение ценности
человеческой жизни. Идет размывание ценностных
основ и традиционных форм общественной
морали, ослабление и разрушение механизмов
культурной преемственности, угроза сохранения
самобытности отечественной культуры,
снижение интереса молодежи к отечественной
культуре, ее истории, традициям, к носителям
национального самосознания.
Указанные
факторы в сочетании с процессами
дифференциации и материального
расслоения общества, возникшего при
переходе к рыночным отношениям закономерно
приводят к расширению зоны десоциализации,
маргинализации и люмпенизации молодёжи
(растерянности; апатии; пессимизму молодых
людей; неверию их в будущее, возможности
реализовать свои интересы никаким другим
путем, кроме как отклоняющимся от нравственных
и правовых норм). Они стимулируют асоциальные
и противоправные формы самореализации
молодёжи (нарастание криминальных проявлений
в молодёжной среде, отчуждение от трудовой
деятельности, алкоголизм, наркоманию,
проституцию); развитие контркультуры
в содержании молодёжной субкультуры;
стремление к участию в неформальных молодёжных
объединениях; усиление напряженности
и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной
среде. В условиях разразившегося мирового
кризиса, все обозначенные проблемные
обстоятельства в развитии молодёжи могут
быть использованы деструктивными силами
для дестабилизации обстановки в Казахстане
и осуществления очередной «оранжевой
революции», чего справедливо опасается
наше правительство. Не уделяя должного
внимания воспитанию молодых граждан
и созданию основ гражданского общества,
государство в значительной степени способствовало
утверждению в нашем обществе стандартов
общества потребления и воспитанию потребителей,
но явно не ожидало, что и сами власть предержащие
могут стать «продуктом» для этих потребителей.
Молодежная среда, в силу её возрастных,
социально-психологических и мировоззренческих
особенностей остро нуждается в социокультурной
идентификации, а потому в большей степени,
чем другие социальные и возрастные группы
восприимчива к трансформационным процессам,
связанным с усвоением систем ценностей,
норм, формирующих определённые формы
поведения. Процесс социального становления
молодежи, выбора ею жизненного пути и
стратегий развития, осуществляется через
обучение и воспитание, усвоение и преобразование
опыта старших поколений. Молодость представляет
собой период активного формирования
устойчивой системы ценностей, становления
самосознания и социального статуса личности.
Ценностные ориентации, социальные нормы
и установки молодёжи «определяют тип
сознания, характер деятельности, специфику
проблем, потребностей, интересов, ожиданий
молодёжи, типичные образцы поведения»
[1]. В целом, положение молодёжи в обществе
характеризуется как крайне нестабильное
и противоречивое. С одной стороны она
представляет собой самую мобильную, динамичную
часть нашего общества; с другой стороны,
в силу ограниченного характера её практической,
созидательной деятельности, неполной
включённости молодого человека в систему
общественных отношений – самую социально
неподготовленную, а значит и уязвимую
её часть. Реализация жизненных планов
молодёжи и предоставляемых ей возможностей
в значительной степени зависит от материальных
ресурсов родителей, на основании чего
могут возникать определённые межпоколенческие
противоречия. «Родители же зачастую становятся
главными виновниками нереализованных
рыночных притязаний и потребительских
амбиций своих чад» [2]. В молодёжном сознании
и поведении самым причудливым образом
могут сочетаться противоречащие друг
другу черты и качества: стремление к идентификации
и обособление, конформизм и негативизм,
подражание и отрицание общепринятых
норм, стремление к общению и уход, отрешённость
от внешнего мира. Говоря о молодёжной
социокультурной среде, конечно же, нельзя
не отметить и её определённые положительные
черты. Современная молодёжь в целом настроена
весьма патриотично, верит в будущее Казахстана.
Высказывается за продолжение перемен
в сторону повышения социально-экономического
благополучия страны, создание гражданского
общества и правового государства. Она
хочет жить в великой стране, обеспечивающей
достойную жизнь своим гражданам, уважающей
их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется
к новым экономическим условиям, она стала
более рациональной, прагматичной и реалистичной,
ориентирована на стабильное развитие
и созидательный труд.» [3]. Она имеет гораздо
большую свободу выбора профессии, образцов
поведения, спутников жизни, стиля мышления,
по сравнению со своим сверстниками 20-30
летней давности. Но это, как говорится,
одна сторона медали.Другая её сторона,
показывает, что продолжающееся «смутное
время», наиболее остро отразилась именно
на молодом поколении. Наше общество стремительно
стареет, идет сокращение численности
молодёжи, количества молодых семей, числа
рождённых детей. Каждое новое поколение
молодёжи оказывается менее здоровым,
чем предыдущее, болезни «перебрались»
из старости в молодость, поставив под
угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая
нагрузка на рабочие места в целях обеспечения
жизни всех поколений; стремительно снижается
интеллектуальный потенциал молодежи,
инновационные возможности общества.
Молодежь оказалась наиболее социально
ущемлённой частью общества. Налицо явный
конфликт между интересами молодежи и
реальными возможностями социальной мобильности.
Произошла резкая дифференциация и социальная
поляризация молодёжи, основанная на имущественном
расслоении, социальном происхождении
и собственном социальном положении молодых
людей. Обладая социальными, возрастными
и субкультурными признаками разных общностей,
они различаются по материальным возможностям,
ценностным ориентациям, образу и стилю
жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах
молодежи: её творческой самореализации
(образовании, профессии, карьере), благосостоянии,
возможности материально обеспечить свою
будущую семью. Налицо проблемы занятости
молодежи, ухудшения её материально-бытового
положения, доступности образования. Молодёжная
среда стала опасной криминогенной зоной.
Произошло резкое омоложение преступности,
усиление её группового характера, рост
числа «женских» преступлений и преступлений,
совершенных несовершеннолетними. Каждое
новое поколение молодёжи в сравнении
с предыдущими поколениями по основным
показателям социального положения и
развития: гораздо менее духовно и культурно
развито, более безнравственно и криминально,
отдалено от знаний и образования, в меньшей
степени профессионально подготовлено
и ориентировано на труд. В обществе, где
материальное благополучие и обогащение
становятся приоритетными целями его
существования, соответствующим образом
формируется культура и ценностные ориентации
молодых людей. В социокультурных ценностях
современной молодежи превалируют потребительские
ориентации. Культ моды и потребления
постепенно и поэтапно овладевает сознанием
молодежи, приобретая универсальный характер.
Начинает превалировать тенденция к усилению
процессов стандартизации культурного
потребления и досугового поведения, утвержденного
пассивно-потребительским отношением
к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую
аполитичность молодёжи, которая трезво
и без ложных надежд оценивает отношение
к себе со стороны государства и общества,
как безразличное и откровенно потребительское.
«77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно
они вспоминают о нас». Может быть, поэтому
современное молодое поколение замкнулось
в собственном мирке. Молодые люди поглощены
внутренней проблематикой выживания в
сложное и жестокое время. Они стремятся
получить ту культуру и то образование,
которые помогут выстоять и добиться успеха.»
[4]. По результатам опросов Фонда Общественного
Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых
казахстанцев на вопрос: «Какие жизненные
цели, по вашему мнению, чаще всего ставит
перед собой современная молодёжь?», в
первую очередь, отметили её стремление
к достижению материального благополучия
и обогащения; во вторую очередь (19%) –
получение образования; в третью очередь
(17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ
полученных данных говорит о четкой прагматичной
и рациональной позиции молодёжи, её стремлении
к достижению материального благосостояния
и успешной карьере, взаимосвязанных с
возможностью получения хорошего профессионального
образования [5].
Таблица
1. «Цели современной молодёжи»
Для современной
молодёжи в целом характерно изменение
направленности жизненных ориентаций
от социальной (коллективистской) составляющей
к индивидуальной. «Персональная ценностная
позиция молодых людей не коррелируется
с ценностями политической идеологии,
которой они отдают предпочтение» [6]. Материальное
благосостояние стало цениться гораздо
выше свободы, ценность оплаты труда стала
превалировать над ценностью интересной
работы. Среди общественных проблем, более
всего тревожащих молодых людей в настоящее
время, на первом месте стоят такие проблемы
как: рост преступности, рост цен, инфляция,
возросший уровень коррумпированности
властных структур, усиление неравенства
доходов и социального неравенства, разделение
на богатых и бедных, проблемы экологии,
пассивность граждан, их безразличное
отношение к происходящему. Из
личных проблем, испытываемых молодыми
людьми, на передний план выдвигаются
проблемы материальной обеспеченности
и здоровья, хотя ориентация на здоровый
образ жизни формируется недостаточно
активно.
Доминирующими
в системе ценностей современной
молодёжи выступают деньги, образование
и профессия, деловая карьера,
возможность жить в свое удовольствие
(см. Табл. 2).
Таблица
2. Распределение основных ценностей молодых
людей [7].
1. |
Деньги |
35,3% |
2. |
Образование, профессия |
31,4% |
3. |
Получить от
жизни больше удовольствий |
20,7% |
4. |
Деловая карьера |
19,6% |
5. |
Любовь |
11,6% |
6. |
Мир (чтобы не
было войны) |
7,8% |
7. |
Семья |
7,5% |
8. |
Действия ради
будущего Казахстана |
4,5% |
9. |
Идеалы, вера |
2,7% |
По результатам
экспертного исследования, проведённого
в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина,
иерархия доминирующих ценностей молодых
казахстанцев выстраивается следующим
образом:
- Материальное
благополучие.
- Ценность
«Я» (индивидуализм).
- Карьера
(самореализация).
- Семья.
- Стабильность.
- Свобода.
- Уважение
к старшим.
- Бог
(вера в Бога).
- Патриотизм.
- Долг
и честь.
При этом,
анализируя нынешнее состояние российского
общества, было отмечено, что место ценностей
в Казахстане во многом занято антиценностями.
Среди ценностных установок, доминирующих
сегодня в российском обществе экспертами
были отмечены следующие антиценности:
- Культ
денег;
- Безразличие
и индивидуализм.
- Вседозволенность.
- Циничный
прагматизм, культ карьеры.
- Крах
семьи.
- Социальное
иждивенчество.
- Вредные
привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.
- Коррупция.
- Ксенофобия
[8].
Характеризуя
молодёжное сознание и систему ценностей
современной казахстанской молодёжи,
социологи выделяют:
- преимущественно
развлекательно-рекреативную направленность
её жизненных ценностей и интересов;
- вестернизацию
культурных потребностей и интересов,
вытеснение ценностей национальной культуры
западными образцами поведения и символами;
- приоритет
потребительских ориентаций над
творческими, созидательными;
- слабую
индивидуализированность и избирательность
культуры, связанную с диктатом
групповых стереотипов;
- внеинституциональная
культурная самореализация;
- отсутствие
этнокультурной самоидентификации
[9].
Доминирование
потребительских ценностных ориентаций
неизбежно отражается на жизненной
стратегии молодых людей. Данные
анализа результатов показали, что:
«В настоящее время в молодежной среде,
в обществе можно встретить неоднозначно
оцениваемые жизненные принципы. Полученные
данные позволяют сделать вывод о неблагополучности
в молодежной среде и требуют более детального
изучения. Обращает на себя внимание довольно
высокая степень равнодушия молодежи
к таким традиционно отрицательным явлениям
как приспособленчество, равнодушие, беспринципность,
потребительство, праздный образ жизни
и их положительная оценка» [10]. (См. Табл.3).
Таблица
3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной
среде
№ |
Перечень явлений |
Отрицательная
оценка |
Равнодушие |
Положительная
оценка |
1 |
Нарушение общественного
порядка |
79 |
15 |
6 |
2 |
Национализм |
71 |
14 |
15 |
3 |
Экстремизм |
69 |
16 |
15 |
4 |
Незаконное
обогащение |
64 |
19 |
18 |
5 |
Иждивенчество |
63 |
28 |
9 |
6 |
Эгоизм |
59 |
25 |
16 |
7 |
Равнодушие |
57 |
34 |
9 |
8 |
Беспринципность |
52 |
31 |
16 |
9 |
Потребительство |
43 |
39 |
18 |
10 |
Подражание
западному образу жизни |
43 |
25 |
32 |
11 |
Праздный образ
жизни |
37 |
33 |
30 |
12 |
Приспособленчество |
31 |
28 |
41 |
13 |
Карьеризм |
16 |
22 |
58 |