Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:11, доклад
Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на нКаждое это определение имеет свои достоинства:
социологи акцентируют внимание на связующих элементах профессионализма, исторически сформировавшихся элементах, четко проявляемых и имплицидных, скрытых аспектах профессионализма в социальной работе, в которые входят: профессиональные ценности, способы социального действия, профессиональное призвание, глубокая мотивация к профессиональной деятельности социального работника, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, профессиональная культура, профессиональная специализация (профилизация), трудовые навыки, квалификацияегативные преобразования в стране.
Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы
формирования
В начале 90-х гг. разные авторы - Н.С. Давакин, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.А. Яблокова и др. - пытались дать определение профессионализма в социальной работе. Каждое это определение имеет свои достоинства:
социологи акцентируют внимание на связующих элементах профессионализма, исторически сформировавшихся элементах, четко проявляемых и имплицидных, скрытых аспектах профессионализма в социальной работе, в которые входят: профессиональные ценности, способы социального действия, профессиональное призвание, глубокая мотивация к профессиональной деятельности социального работника, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, профессиональная культура, профессиональная специализация (профилизация), трудовые навыки, квалификация;
психологи, акмеологи уделяют внимание таким аспектам становления профессионализма социальных работников, как престижность этой профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность, успешность профессиональной деятельности; динамика, этапы, уровни развития профессионализма; знания, умения, навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности, иерархия мотивов, ценностных ориентации. На этой основе они выделяют три компонента профессионализма: профессионализм собственно деятельностный, профессионализм собственно личностный, профессионализм по отношению к другому (другим);
педагоги акцентируют внимание на таких приоритетных, по их мнению, качествах, как мотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности. Большое внимание педагоги уделяют исследованию таких компонентов профессионально-личностного развития специалистов социальной работы, как «готовность к развитию и саморазвитию», «самопознание и самопроектирование», «самоуправление», «самокоррекция». Высказываются и другие точки зрения [4, c.119].
Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.
Известно, что профессия - это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.
Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.
С точки зрения специализации социального работника (сегодня социальные работники специализируются более чем по 20 направлениям) можно выделить группы социальных работников, занятых преимущественно управленческим трудом (менеджеры социальных служб и органов соцзащиты), контактной социальной работой в рамках основных видов социального обслуживания (социально-экономические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые услуги), профилактической и превентивной профилактической работой и т.д. [12, c.59]
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.
Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:
профессионального призвания;
глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;
духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
профессионального мастерства;
объективно-критического
отношения к своей
профессиональных знаний и профессиональных умений;
способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности [2, c.33].
Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.
Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.
Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.
.2 Профессиональный рост
и развитие социального
Процесс профессионального развития социального работника представляется как постепенное приобретение профессионально значимых характеристик, овладение профессиональными знаниями и умениями, ролевыми функциями. Выделим некоторые особенности этого процесса.
Профессионально-личностное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности. Этот процесс имеет ряд стадий, для выделения которых могут быть самые различные основания; каждая стадия характеризуется единством и достаточностью личностных признаков, удерживающих период в границах качественной определенности [24, c.167].
Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.
Профессиональные качества личности по мере их становления и развития начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность.
Содержание профессионального развития как социально-педагогического явления включает единство и борьбу противоположностей: внутренних потребностей, мотивов и внешних целей и задач, процессов внешнего воздействия и интериоризации, взаимодействия и взаимосодействия, что обеспечивает его реальную динамику и полноценное достижение профессионализма личности и деятельности.
Профессиональное становление зависит от факторов как субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т. д.), так и объективного (например, значимость профессии в обществе, ее правовой и общественный статус и др.).
Профессиональное развитие будущего
социального работника
В настоящее время многие исследователи (Б.Г. Бочарова, А.И. Ляшенко, В.А. Сластенин, Н.Б. Шмелева) разрабатывают модели показателей профессионализма личности и деятельности социального работника на разных уровнях.
Первый уровень включает характеристику объективных и субъективных показателей общего плана, которые находят отражение в личности и деятельности уже студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии, ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику; достаточно высокая продуктивность используемых технологий в плане социальной помощи, адаптации, реабилитации человека, группы лиц с различными проблемами.
Второй уровень характеризует
показатели профессионализма, присущие
специалисту-профессионалу той
Данный уровень характеризует
высокий профессионализм
Третий уровень составляет не только
вышеперечисленные
Известно, что процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной профессиональной группы, общности принципиальные черты, качества и свойства, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. "Строя" себя, человек строит и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии (новой профессии) - социальный работник - путем создания ее содержательно-технологических основ, творческого осмысления целей, задач, методик и технологий социальной защиты человека.
Показатель профессионального сознания и самосознания социального работника, адекватности его поведения в различных производственных ситуациях означает открытость личности специалиста для самопознания, саморазвития, саморефлексии, самооценки, самокритичности. Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи - необходимый компонент наличия профессионализма личности и деятельности.
Таким образом, профессиональное развитие социального работника - это процесс встречного движения социума и индивида; он характеризуется единством социального заказа и потребностей человека в создании собственной жизни как уникальной.
Информация о работе Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования