Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В 90-е годы ХХ столетия в стране была создана государственная система социальных служб, предоставляющих социальные услуги гражданам, нуждающимся в особом внимании государства. Появилась новая профессия – «социальный работник»; эта профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
1. Введение……………………………………………………………………3 стр.
2. Качества необходимые социальному работнику………………………..4 стр.
3. Требования, предъявляемые специалисту социальной сферы………….5 стр.
4. Профессионально значимые качества социального работника…………7 стр.
5. Обязанности социального работника……………………………………..8 стр.
6. Заключение………………………………………………………………10 стр.
7. Список использованной литературы……………………………………11 стр.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Кафедра теории социальной работы
Профессиональный потрет социального работника
(реферат)
Шобонова Н.Р.
Улан-Удэ
2010
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Качества необходимые социальному работнику………………………..4 стр.
3. Требования, предъявляемые специалисту социальной сферы………….5 стр.
4. Профессионально значимые качества социального работника…………7 стр.
5. Обязанности социального работника……………………………………..8 стр.
6. Заключение……………………………………………………
7. Список использованной литературы……………………………………11 стр.
Введение
В 90-е годы ХХ столетия в стране была создана государственная система социальных служб, предоставляющих социальные услуги гражданам, нуждающимся в особом внимании государства. Появилась новая профессия – «социальный работник»; эта профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальная деятельность связана со становлением человека как специалиста общественного, сознательного и реального субъекта преобразовательного процесса общества. Для такого специалиста необходимо усвоение не только теоретических, научных знаний общественных и прикладных наук, но и формирование качеств, умений, навыков, необходимых для активной социальной деятельности. И задачей, и важным направлением социализирующей деятельности является практическое овладение принятыми способами общения в процессе деятельности.
Качества необходимые социальному работнику
Профессиональные обязанности социального работника представляют собой совокупность обязательств и норм поведения, которым должен соответствовать каждый социальный работник. К их числу следует относить соблюдение требований относительно таких качеств как:
Морально - психологических качеств: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность, честность, порядочность; сочувствие и сопереживание; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к пострадавшим от трудной жизненной ситуации.
Познавательных и интеллектуальных качеств: Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получить достаточную информацию о складывающейся обстановке, особенностях личности и т.д. Профессиональная память работника позволяет эффективно решить профессиональные задачи.
Эмоционально-волевых качеств: деятельность социального работника связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Социальному работнику нужны такие качества как оптимизм, сила воли, терпение.
Коммуникативных качеств: организованность, уверенность, независимость, скромность, установка на сотрудничество, готовность к помощи, обязательность, владение техникой общения, последовательность в принятии решения, тактичность. Но существуют также и отрицательные качества, затрудняющие эффективность делового взаимодействия: стремление к доминированию, самодовольство, вспыльчивость, обидчивость, недоверчивость, робость, грубость, снисходительность, замкнутость, скрытость
Требования, предъявляемые специалисту социальной сферы.
Выбирая профессию социального работника, важно не только ориентироваться на должностную инструкцию, а тщательно выяснить какие требования предъявляются к специалисту этой области. В любой профессиональной деятельности есть стабильные и переменные составляющие.
Определяется структура знаний, умений и навыков, необходимых социальному работнику:
– иметь знания в различных областях: философии, социологии, социальной и возрастной психологии, педагогике, экономике, организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;
– обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает хорошие знания в области литературы, музыки, живописи и т. д.;
– владеть информацией о современных политических, социальных и
экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о
различных социальных группах населения;
– предвидеть последствия своих действий,
– обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с
разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы). Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации и т. д.
– иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во
всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;
– обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному.
Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном
стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом Российской Федерации в 1994 г. Эти требования представлены несколькими группами: 1) общими требованиями к образованности специалиста; 2) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин; 4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления.
Профессионально значимые качества социального работника
Профессор Е. И. Холостова обращает внимание на три группы качеств:
а) психологические характеристики, являющиеся составной частью
способности к данному виду деятельности;
б) психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста профессионала;
в) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу включаются требования, предъявляемые к профессиональной деятельности и психическим процессам, психическим состояниям, эмоциональным и волевым характеристикам. В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого человека, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Некоторые из этих психологических требований являются основными, главными, без них невозможна эффективная деятельность. Они входят в структуру задатков. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.
Ко второй группе относятся психоаналитические качества, такие как
самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А также
стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств относятся коммуникабельность (умение
быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливать настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом).
Обязанности социального работника
В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.
Социальный работник обязан:
– выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-
медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и
иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоро вья; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных
ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т. д.), оказывать им содействие в
разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;
– содействовать в совместной деятельности различных общественных
и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой
социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;
– оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых
договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних де-
тей, инвалидам, пенсионерам;
– проводить психолого-педагогические и юридические консультации
по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними
детьми с асоциальным поведением;
– выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в
опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные
учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
– организовывать общественную защиту несовершеннолетних право-
нарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их обществен-
ного защитника в суде;
– участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье
(усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов;
молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциа-
ций, объединений по интересам и т. д.);
– организовывать и координировать работу по социальной адаптации и
реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных
учебно-воспитательных учреждений.
Квалификационный справочник определяет обязанности и требования
к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специа-
лизаций, уровня подготовки социального работника.
Заключение
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.
Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества социального работника, какого интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.
Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей
Список использованной литературы
1. Чернова Е.В. «Введение в специальность» - Улан-Удэ.: Издательство Бгу 2010. 36 С.
2. Кильберг-Шахзадова Н.В. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» ЧАСТЬ I. – г. Нальчик.: Полиграфическое подразделение КБГУ. 2003. 87 С., 88 С.
3. Павленок П.Д. Основы социальной работы – М.: Инфра-М 1999. 321 С.
4
Информация о работе Профессиональный потрет социального работника