Прошлое, настоящие и будущее социального контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:57, реферат

Описание

Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Так Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.
Изучением социального контроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии, Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации.

Содержание

Введение
1. Понятие социального контроля: его сущность и элементы
1.1 Понятие социального контроля, его функции
1.2 Элементы социального контроля
1.3 Самоконтроль
2. Формы и осуществление социального контроля
2.1 Формы социального контроля
2.2 Агенты и инструменты социального контроля
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

социология реферат.docx

— 41.89 Кб (Скачать документ)

Неформальные  негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или  фельетона, разоблачительная статья и  др.

Нормы и санкции  составляют механизм социального контроля. Они соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует  сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Такая норма становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

2. Формы и осуществление  социального контроля

                                      2.1 Формы социального контроля

 

В социологической науке  известно 4 принципиальные формы социального  контроля:

  • внешний контроль;
  • внутренний контроль;
  • контроль через отождествление с референтной группой;
  • контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").
  1. Первая форма контроля – внешний социальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так  как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется  целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается  классическая "пирамида контролеров", характерная для тоталитарного  государства.

  1. Вторая форма контроля – внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Эта форма предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

Третья и четвертая  формы контроля менее известны и  требуют использования более  тонких социально-психологических  механизмов.

  1. Третья форма – контроль через отождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;
  2. Четвертая форма – так называемая "множество возможностей" – предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.

       

Для понимания сущности социального  контроля следует рассмотреть его  основные средства (способы) реализации в группе или обществе.

1.   Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью  социализации таким образом, что  они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять  на себя тяжелую и неблагодарную  домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство  и чувствовали себя несчастными  без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться  законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для  него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить  свою жизнь и подчиниться законам  общества, чтобы чувствовать растерянность  и раздражение, если эти законы будут  нарушаться.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и  установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при  принятии решений, подсказывая, как  одеваться, как вести себя, как  действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое  решение, идущее вразрез с тем, которое  принимается и усваивается в  ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким  путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

2.   Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от нее требований, предписаний и т.п., соответствующих принятым в ней нормам.

Человек не может участвовать  в общественной жизни, основываясь  только на внутреннем контроле. На его  поведение накладывает отпечаток  также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность  осуществления группового социального  контроля обусловлена включенностью  каждого индивида в первичную  социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять  определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению  поведения группой.

В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий  диапазон осуждения и санкций  со стороны группы - от простых замечаний  до изгнания из данной первичной группы.

При этом эффективность и  своевременность применения социального  контроля далеко не всегда одинаковы  во всех первичных коллективах. Групповое  давление на индивида, нарушающего  нормы, зависит от многих факторов, и, прежде всего, от статуса данного  индивида. К лицам, имеющим высокие  и низкие статусы в группе, применяются  совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер  группы имеет в качестве одной  из своих основных обязанностей изменение  старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия  и сам может в той или  иной степени отступать от групповых  норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых  норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может  перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характеристик  первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению  к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень  социального группового контроля. Групповое  давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым  ценностям) сильнее, чем членов разобщенной  группы.

3. Принуждение - применение  определенных санкций (угроза, наказание  и т.п.), понуждающих индивидов  и группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения и наказывающих виновных в нарушении этих норм.

Многие традиционные общества успешно контролируют поведение  индивидов через нравственные нормы, то есть посредством неформального  группового контроля первичной группы; следовательно, формальные законы или  наказания в таких обществах  не обязательны. Но в больших, сложных  человеческих популяциях, где переплетены  многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний  постоянно развиваются и становятся обязательными. Если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным  и возникает необходимость в  формальном контроле. Например, в племенном  клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может  действовать система неформального  контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам на основе одного лишь наблюдения, а кроме того, леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.

      4.Влияние  общественного мнения. Люди в  обществе контролируются также  с помощью общественного мнения  или с помощью социализации  таким образом, что они выполняют  свои роли бессознательно, естественно,  в силу принятых в данном  обществе обычаев, привычек и  предпочтений. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания  и обычаи, является одним из  основных факторов социального  контроля и установления порядка  в обществе. Она облегчает трудности  при принятии решений, подсказывая,  как одеваться, как вести себя, как действовать в той или  иной жизненной ситуации. При  этом любое решение, которое  принимается и усваивается не  в соответствии с общественным  мнением, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно  таким путем осуществляется значительная  часть внутреннего контроля личности  за своим поведением;

 

Таким образом, при наличии  высокой численности населения  сложной культуры начинает применяться  так называемый вторичны групповой  контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

В результате социализации большинство людей поступают  в соответствии с общепринятыми  стандартами без всякого принуждения. Но поскольку социализция не всегда бывает идеальной, социальный контроль призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе.

 

 

2.2 Агенты и  инструменты социального контроля 

Выделяют два  основных вида социального контроля: внутренний и внешний.

Внутренний контроль –  это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция  поведения в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, в результате чувства вины, неловкости или стыда, которые возникают при нарушении  усвоенных (интернализованных) в процессе социализации норм. Общепринятые нормы, будучи рациональным предписанием, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями характерны для детей. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля – армии, судам, государству. Однако жесткий внешний контроль тормозит развитие самосознания и волеизъявления человека. Привычные подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль и постепенно деградируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Неформальный  социальный контроль - это результат самоорганизации социальных взаимодействий. Содержание прививаемых путем такого контроля норм не формализовано, они стихийно возникают в социальных группах, сообществах и воспроизводятся в поведении их членов под угрозой применения санкций.

Агентами неформального  социального контроля выступают  сами группы и сообщества, наиболее авторитетные их члены (например, родителя в семье, друзья, коллегии и другие «значимые» лица).

Санкции выступают  в форме угрозы (или реального  применения) физического насилия, отвержения, лишения членства (остракизм), а также  в виде упреков, порицаний, насмешек и т.д.

Эффективность неформального  социального контроля прямо пропорциональна  степени единства соответствующих  социальных групп, уровня социальной сплоченности, солидарности их членов.

Так, традиционная сельская община контролировала все  аспекты жизни своих членов. При  этом никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало  общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. Строгое  соблюдение ритуалов и церемоний, связанных  с традиционными праздникам и  обрядами (бракосочетание, рождение ребенка, сбор урожая и т.д.), воспитывало уважение к социальным нормам и прививало  глубокое понимание их необходимости.

Поскольку неформальный контроль ограничен небольшой группой  людей и в большой группе неэффективен, его называют локальным (местным).

Формальный социальный контроль - это результат процесса рациональной организации социальных взаимодействий. Он осуществляется государством путем законодательного определения  запрещаемых действий и применения санкций за их нарушение. Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств. Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло, поскольку в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Формальный контроль действует на территории всей страны. Поэтому он глобален.

Агентами формального  социального контроля выступают  специально обученные лица, получающие зарплату за выполнение контрольных  функций. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров и др.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном  его основой выступают писаные  нормы: инструкции, указы, постановления, законы. То есть социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Его осуществляют специально созданные обществом социальные институты и организации (милиция, прокуратура, суд, тюрьма, средства массовой информации, школа), то есть уполномоченные на то органы государственной власти, чья деятельность определена в соответствующих предписаниях.

Информация о работе Прошлое, настоящие и будущее социального контроля