Противоречия между обществом и государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание

Гражданское общество и государство — два цивилизационных формообразования, два социальных макроинститута, вбирающих в себя множество более мелких институтов. Взаимопроникая друг в друга, они находятся в отношениях противоречивого взаимодействия. Каждая сторона активно влияет на другую. Обе способствуют развитию друг друга и фактически не могут существовать одна без другой. Если государство обеспечивает существование преимущественно вертикальных социальных отношений управления-подчинения, то гражданское общество культивирует многообразие горизонтальных социальных связей. Противоречивые отношения этих двух макроинститутов составляют пульс жизни социума как целого.

Содержание

Введение. 3
1. Типы противоречий. 4
1.1. Антагонизм. 4
1.2. Консенсус 5
1.3. Агон. 7
2. Пути разрешения противоречий. 9
Заключение. 16
Список литературы. 17

Работа состоит из  1 файл

Противоречия между обществом и государством.docx

— 34.62 Кб (Скачать документ)

На местном уровне граждане получают возможность не только транслировать  власти свои запросы, как скажем, это  можно делать посредством партий, но и на практике реализовывать свои потребности. И именно местное самоуправление призвано сыграть ключевую роль в  реализации болезненных реформ, запланированных  государством на ближайшие годы.

Нарастающее противоречие между  обществом и властью, между государством и гражданами таит в себе опасности  социального взрыва, дестабилизирует общество. Есть ли выход из этого положения? Ответ на этот вопрос давно известен. Только поставив деятельность государства под эффективный социальный контроль со стороны общества, его демократических институтов путем расширения подлинной демократии самого народа, развития народного самоуправления возможно преодоление политического кризиса, достижение прочного общественного согласия.

В конституциях всех демократических  государств четко отражена мысль, что  единственным сувереном власти является народ. Можно привести пример конституции  РФ, в которой записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления»[6. c 97]. Почему же в России власть нарушает Конституцию, сама игнорирует законы? Прежде всего, потому, что народ не осуществляет свою власть непосредственно, в России пока нет подлинного местного самоуправления. А суверенитет народа выражается через органы государственной  власти, которая, во-первых, перестала  быть подконтрольной обществу, во-вторых, приобрела искаженный характер, сосредоточилась  преимущественно в исполнительных органах власти. Как изменить такое  положение?

Перестроить существующую пирамиду власти: сделать власть ответственной  за распоряжение общественными делами, а не владельцем собственности граждан, их жизненных судеб, общенародных ресурсов. Это современный путь организации  власти, реальный механизм ее демократизации, подконтрольности обществу и подлинного самоуправления. Именно здесь мы видим  созидательную основу всей конструкции  новой российской государственности: либо она примет правовой вектор развития, либо неизбежен новый тоталитарный диктат власти чиновников.

Это реальный путь построения федеральной власти «снизу», развертывания  настоящего самоуправления, превращения  государства в цивилизованный институт гражданского общества.

Российская государственность  в нынешнем виде - это тормоз на пути превращения России в инициативную, динамично развивающуюся державу, способную обеспечить гражданам  высокие социальные стандарты и  гарантии развития на пути к социальному  прогрессу. До тех пор, пока органы местного самоуправления в России не возьмут  реальную власть, основанную на праве  территории (поселения), трудовой ассоциации распоряжаться местным богатством, муниципальной собственностью, местными ресурсами, в том числе и землей, все остальные законодательные  акты останутся голой декларацией, не обеспечивающей механизмы развития реальной самодеятельности населения. В настоящее время главная  цель реформирования общественных отношений - повышение хозяйственной и трудовой активности населения в решении  собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи - не только не достигнута, но и во многом дискредитирована. Теория «корпоративных начал» в политической жизни может  стать одним из важнейших факторов стабилизации и повышения уровня управляемости общественными делами.

Только при корпоративном  устройстве власти результатами труда, наконец, станет распоряжаться не государство, не коррумпированный чиновник, не «новый русский», а местное сообщество, а через него и каждый человек  как равный участник властных отношений. Государство из работодателя и наемника превратится в государство - ассоциацию совладельцев собственности и результатов  труда. Граждане получат возможность  свободно создавать корпоративные  предприятия, ассоциации, в том числе  и финансовые (муниципальные банки, страховые компании, пенсионные фонды, торговые дома и т. п.).

Формирование гражданского общества на принципах корпоратизма поставит под контроль государство, публичную власть, которые все  в большей мере будут выполнять  свою главную функцию, - защиты безопасности общества, каждого гражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной  жизни. Многие функции государственного управления будут делегированы гражданам, территориям, хозяйственным союзам и ассоциациям на основе подлинного самоуправления, что позволит значительно  сократить государственный аппарат  и поставить его под контроль гражданского общества.

Став государственной  и подконтрольной обществу, сама идеология  и власть выступают все в большей  мере не только как инструмент захвата  и удержания ее, а как метод  становления таких властных отношений, когда власть населения (частная), наконец, станет преобладающей над публичной  властью (правительства). Власть будет  создаваться населением и защищать его интересы на всех уровнях. Это  единственный способ изменить государственно-правовое отчуждение, существующее в обществе

Еще одна принципиальная проблема для государственности - гласность  и публичность государственного управления. Ее решение начинается с выработки и предъявления обществу общественной доктрины и политического  курса. Только в этом случае государство  сможет опираться на большинство, рассчитывать на его активность и поддержку. В  противном случае - пассивность людей, сопротивление осуществляемой политике и проводимому курсу реформ обеспечены, а кризис государственной власти неизбежен, какие бы усилия она ни предпринимала на уровне словесных  деклараций, внешней риторики нормативно-творческой суеты и манипулирования общественным мнением.

В итоге нужно отметить, что для того, чтобы решать новые  задачи государственности, необходимо:

а) наполнить политические властные отношения властью духовной, нравственной, идеологической, информационно-аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня собрать общество, обеспечить его целостность на основе системного управления;

б) в приоритетном порядке  российскому государству, в первую очередь, предстоит сформулировать социальную доктрину развития общества, как составную часть общественной доктрины развития общества в целом: экономической, социальной, политической (политический курс), духовно-культурной, национальной, муниципальной.

Без этого государству  трудно ориентироваться в геополитическом  и глобальном мировом пространстве, которое, являясь внешним фактором по отношению к обществу, во многом определяет качество государственного управления, его уровень и эффективность. Все это диктует в приоритетном порядке включение в политическую сферу интеллектуального и информационного  ресурса, научных методов управления, прежде всего социального программирования и прогнозирования. Только на прочных  началах научного социального управления и духовности, нравственности государственность  может рассчитывать на «прорыв» как  во внешней, так и во внутренней политике[4. c 240].

Заключение. 

В заключении можно сказать, что сама власть должна быть поставлена под социальный контроль со стороны  общества, ограничена правом, и только тогда она будет восприимчива к тем требованиям жизни, которые  выдвигаются перед главным субъектом  управления. В частности, общество, его живое знание, наука предлагают власти современный путь развития, инновационные технологии решения  назревших проблем. Однако они пока не принимаются властными структурами, которые не несут ответственности  перед обществом.

В общественном мнении давно  произошло осознание того, что  в основе исповедуемого ныне властью  политического курса лежит устаревшая монетаристская идея накопления свободного капитала в его торговой форме  через получение прибыли от разницы  между куплей и продажей товаров. При таком курсе никогда не будет денег ни у большинства  граждан, ни у государства, как бы оно ни ужесточало свою фискальную политику.

Настало время, когда власти необходимо прислушаться к голосу здоровых общественных сил, отечественной науки, которые давно предлагают внести существенные коррективы в осуществляемый политический курс. Если такого интеллектуального  и нравственного диалога между  властью и обществом не произойдет, не будет достигнуто согласие, то назревающий  социальный взрыв трудно будет остановить. Его последствия известны и для  общества, и для власти, но решительных  действий по его предотвращению пока нет ни с одной стороны.

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.: Социологический словарь. Москва «Экономика» 2004
  2. .Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997. С. 40
  3. .Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Минск, 2004.
  4. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И. и др. Под ред. Иванова В.Н.: Учебное пособие - М.: Высш. шк., 2001.- 271 с.
  5. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2008
  6. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999.

 

 


Информация о работе Противоречия между обществом и государством