Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа
Гражданское общество и государство — два цивилизационных формообразования, два социальных макроинститута, вбирающих в себя множество более мелких институтов. Взаимопроникая друг в друга, они находятся в отношениях противоречивого взаимодействия. Каждая сторона активно влияет на другую. Обе способствуют развитию друг друга и фактически не могут существовать одна без другой. Если государство обеспечивает существование преимущественно вертикальных социальных отношений управления-подчинения, то гражданское общество культивирует многообразие горизонтальных социальных связей. Противоречивые отношения этих двух макроинститутов составляют пульс жизни социума как целого.
Введение. 3
1. Типы противоречий. 4
1.1. Антагонизм. 4
1.2. Консенсус 5
1.3. Агон. 7
2. Пути разрешения противоречий. 9
Заключение. 16
Список литературы. 17
На местном уровне граждане получают возможность не только транслировать власти свои запросы, как скажем, это можно делать посредством партий, но и на практике реализовывать свои потребности. И именно местное самоуправление призвано сыграть ключевую роль в реализации болезненных реформ, запланированных государством на ближайшие годы.
Нарастающее противоречие между обществом и властью, между государством и гражданами таит в себе опасности социального взрыва, дестабилизирует общество. Есть ли выход из этого положения? Ответ на этот вопрос давно известен. Только поставив деятельность государства под эффективный социальный контроль со стороны общества, его демократических институтов путем расширения подлинной демократии самого народа, развития народного самоуправления возможно преодоление политического кризиса, достижение прочного общественного согласия.
В конституциях всех демократических
государств четко отражена мысль, что
единственным сувереном власти является
народ. Можно привести пример конституции
РФ, в которой записано: «Носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ. Народ
осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления»[6.
c 97]. Почему же в России власть нарушает
Конституцию, сама игнорирует законы?
Прежде всего, потому, что народ не
осуществляет свою власть непосредственно,
в России пока нет подлинного местного
самоуправления. А суверенитет народа
выражается через органы государственной
власти, которая, во-первых, перестала
быть подконтрольной обществу, во-вторых,
приобрела искаженный характер, сосредоточилась
преимущественно в
Перестроить существующую пирамиду власти: сделать власть ответственной за распоряжение общественными делами, а не владельцем собственности граждан, их жизненных судеб, общенародных ресурсов. Это современный путь организации власти, реальный механизм ее демократизации, подконтрольности обществу и подлинного самоуправления. Именно здесь мы видим созидательную основу всей конструкции новой российской государственности: либо она примет правовой вектор развития, либо неизбежен новый тоталитарный диктат власти чиновников.
Это реальный путь построения федеральной власти «снизу», развертывания настоящего самоуправления, превращения государства в цивилизованный институт гражданского общества.
Российская государственность
в нынешнем виде - это тормоз на пути
превращения России в инициативную,
динамично развивающуюся
Только при корпоративном устройстве власти результатами труда, наконец, станет распоряжаться не государство, не коррумпированный чиновник, не «новый русский», а местное сообщество, а через него и каждый человек как равный участник властных отношений. Государство из работодателя и наемника превратится в государство - ассоциацию совладельцев собственности и результатов труда. Граждане получат возможность свободно создавать корпоративные предприятия, ассоциации, в том числе и финансовые (муниципальные банки, страховые компании, пенсионные фонды, торговые дома и т. п.).
Формирование гражданского
общества на принципах корпоратизма
поставит под контроль государство,
публичную власть, которые все
в большей мере будут выполнять
свою главную функцию, - защиты безопасности
общества, каждого гражданина на основе
закона, а не перераспределения ресурсов
и обеспечения хозяйственной
жизни. Многие функции государственного
управления будут делегированы гражданам,
территориям, хозяйственным союзам
и ассоциациям на основе подлинного
самоуправления, что позволит значительно
сократить государственный
Став государственной и подконтрольной обществу, сама идеология и власть выступают все в большей мере не только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод становления таких властных отношений, когда власть населения (частная), наконец, станет преобладающей над публичной властью (правительства). Власть будет создаваться населением и защищать его интересы на всех уровнях. Это единственный способ изменить государственно-правовое отчуждение, существующее в обществе
Еще одна принципиальная проблема
для государственности - гласность
и публичность государственного
управления. Ее решение начинается
с выработки и предъявления обществу
общественной доктрины и политического
курса. Только в этом случае государство
сможет опираться на большинство, рассчитывать
на его активность и поддержку. В
противном случае - пассивность людей,
сопротивление осуществляемой политике
и проводимому курсу реформ обеспечены,
а кризис государственной власти
неизбежен, какие бы усилия она ни
предпринимала на уровне словесных
деклараций, внешней риторики нормативно-творческой
суеты и манипулирования
В итоге нужно отметить, что для того, чтобы решать новые задачи государственности, необходимо:
а) наполнить политические властные отношения властью духовной, нравственной, идеологической, информационно-аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня собрать общество, обеспечить его целостность на основе системного управления;
б) в приоритетном порядке
российскому государству, в первую
очередь, предстоит сформулировать
социальную доктрину развития общества,
как составную часть
Без этого государству
трудно ориентироваться в
В заключении можно сказать,
что сама власть должна быть поставлена
под социальный контроль со стороны
общества, ограничена правом, и только
тогда она будет восприимчива
к тем требованиям жизни, которые
выдвигаются перед главным
В общественном мнении давно
произошло осознание того, что
в основе исповедуемого ныне властью
политического курса лежит
Настало время, когда власти необходимо прислушаться к голосу здоровых общественных сил, отечественной науки, которые давно предлагают внести существенные коррективы в осуществляемый политический курс. Если такого интеллектуального и нравственного диалога между властью и обществом не произойдет, не будет достигнуто согласие, то назревающий социальный взрыв трудно будет остановить. Его последствия известны и для общества, и для власти, но решительных действий по его предотвращению пока нет ни с одной стороны.
Информация о работе Противоречия между обществом и государством