Расистское направление в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:58, доклад

Описание

Одна из крайних форм этноцентризма — расизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений.

Работа состоит из  1 файл

расизм.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

(УрГЭУ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему:

Расистское  направление в  социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: Артёменкова А.М. 

Группа: ЭТ-08 

                                                            Научный руководитель: 

    
 
 

Екатеринбург 2010

Расизм

Одна  из крайних форм этноцентризма —  расизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расизма могут служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее — к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми «аутсайдерами» и основными группами населения (Хартфелд, 1976).

В более  широком смысле расизм сегодня —  это все то, что связано с  расовой дискриминацией, расовыми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохранение различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).

Расизм, как известно, основывается на понятиях и учениях о расе. Гордон Алпорт (1992) (Gordon Allport), изучавший расы, заметил, что уже теория Ч. Дарвина о происхождении видов фактически содержит разделение на расы. Хотя его учение касалось животного мира, позже оно было приложено и к человеческому обществу. Таким образом, и дарвинизм использовался как аргумент в пользу расизма и как оправдание расистским предрассудкам. Сторонники подобных взглядов видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, отказывая ему в способности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно расовое свойство, ему произвольно на основе стереотипов приписываются и все остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые предрассудки и стереотипы — выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались и в политических целях. Подстрекатели расовой вражды обычно пользуются массой, возбуждаемой реальным или инсценированным «общим врагом», для реализации своих целей (Алпорт, 1992, 107-110).

Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрегации (лат. segregare — отделять, удалять) на примере южноафриканского общества:

1. Микросегрегация  — разделение некоторых общественных  мест, таких как умывальные, залы  ожидания, пассажирские вагоны и  др. для белых и небелых граждан.

2. Меццосегрегация  — выделение специальных жилых  районов для небелых граждан  и принуждение их к проживанию там.

3. Макросегрегация  — создание специальных национальных  резерваций.

Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно  символична, микросегрегация — разделение мест общественного пользования  для белых и черных. Но она как  раз и сокращается из-за международного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).

Расизм  — это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских государствах еще не приобрели опыта совместного проживания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от времени в разных частях Европы.

Исключительно показателен для всех многоэтнических  стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего  переселения и могут служить  примером для будущих перемен  и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие этнических отношений СИТА:

1. Первая  модель: слитность, или ассимиляция.  Это означает, что иммигранты  отказываются от своих традиций  и обычаев и адаптируют свое  поведение в соответствии с  ценностями и нормами страны, принявшей их. Дети этих иммигрантов, как правило, чувствуют себя настоящими «американцами».

2. Вторая  модель может быть метафорически  названа «плавильная печь». Это  модель мирного сожительства  разных этносов, которые, проживая  вместе, не теряют своих культурных и поведенческих особенностей, но в то же время эти особенности смешиваются, «переплавляются» и создают новый тип культуры. Эта модель наиболее характерна для этнической ситуации в США. По мнению многих, это самый желательный результат этнических взаимодействий.

3. Третья  модель — плюралистическая культура: общество развивается на основе  многокультурного принципа, когда  каждый этнос, с согласия других, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют  разные, но равноправные субкультуры.

Австралия, которая принимала и принимает большое количество эмигрантов, долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня она явно придерживается принципа третьей модели, когда все существующие культуры обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».

Объединение Европы также означает сосуществование  разных культур, хотя этнические и расовые  предрассудки, такие как дискриминация  меньшинств и сегрегация, все еще  создают напряжение.

Напомним, что тема этой главы — объекты исследования социологии. Мы стремились обрисовать в общих чертах главные из них: демографические, культурные и поведенческие.

Информация о работе Расистское направление в социологии