Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:53, реферат
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Формирование социальных институтов на ранних этапах развития общества……………………………………………………………………….4
2. Процесс институализации…………………………………………………7
3. Функции социальных институтов………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………….14
Социология
исследует процесс
Функции социальных институтов
Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных институтов. С его точки зрения, «явные функции - это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». «Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны». Таким образом, явные функции социального института относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия.
Если же иметь в виду явные функции социальных институтов, то основные из них сводятся к следующему.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной системы ценностей, норм, правил выработать определенные стандарты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный институт обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной структуры общества, ее стабильность при определенных масштабах изменчивости, не ведущей к разрушению данной социальной системы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов данной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, социальный институт армии обеспечивает устойчивость не только своей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчивость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохранению территориальной целостности и т.п.
2. Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды - как природной, так и социальной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд Тойнби на основе анализа огромного фактического материала показал, что адаптационная функция социальных институтов - государства, культуры, торговли и др. - осуществляется по механизму «вызов-ответ». Скажем, адаптационная функция такого специфического социального института, каковым является культура, заключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общностям определенные наборы символических значений, которые интернализуются отдельными личностями и их группами и приводят, с одной стороны, к детерминации осуществляемых ими действий, а с другой - каждый из осуществляемых индивидами выбор действий ограничивается определенными пределами морально, эстетически, юридически допустимого поступка (например, знаменитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возжелай» и т.п.). В результате этого в обществе, по словам американского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает определенными экспектациями (ожиданиями) определенных способов поведения других индивидов в определенных ситуациях и одновременно соотносит свои поступки с экспектациями других индивидов и их групп. В результате складывается адаптация не только к окружающей среде, к определенной социальной ситуации, в которой они существуют, но и к действиям других индивидов, к функционированию существующих в обществе социальных институтов и организаций.
3. Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями и т. п. обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Например, свойственные религии как социальному институту религиозные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным механизмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, которые чрезвычайно существенны для институциональной интеграции общества.
4. Коммуникативная функция заключается в том, что ин формация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе. Коммуникативная функция культуры, например, воплощается в том, что в художественных произведениях, философских текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе, проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное на многих людей, общение человека с человеком, с социальной группой, с обществом в целом. Вследствие этого происходит глубокое взаимопонимание между многими различными людьми (между автором и читателем, между автором и слушателем, между учителем и учеником, профессором и студентом, между различными группами слушателей, зрителей, верующих и т.п.). Только благодаря коммуникативной функции культуры происходит консолидация людей различных индивидов в сплоченные общности (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д.), осуществляется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных эпох.
5. Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации этой личностью своего социального статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и многогранного процесса выступает такой своеобразный социальный институт, как семья. Именно в семье формируются первоначально социальные качества личности, представления о добре и зле, усваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе, компании сверстников, в трудовом коллективе и т.п. при возрастающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.
6. Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм. Особенно отчетливо эта функция воплощается в деятельности такого социального института, каковым является система права и входящих в нее организаций и учреждений. Когда человек поступает в соответствии с существующими в обществе правовыми нормами (независимо от того, делает ли он это осознанно или неосознанно), он практически , не ощущает на себе регулирующего воздействия этих норм. Но стоит ему нарушить правовую норму (совершить подлог, воровство, оклеветать кого-нибудь и т.п.), как он сразу же почувствует на себе принудительную силу соответствующей нормы, чаще всего зафиксированной в уголовном кодексе и побуждающей каждого гражданина совершать свои действия в соответствии с существующими в обществе нормами права. Регулятивные функции выполняют и все другие социальные институты: государство, политические партии, образование, культура, религия, семья и т.п.
Наряду с прямыми, планируемыми результатами действий социальных институтов могут возникать в обществе и совершенно иные результаты, которые не предполагаются и не планируются заранее. Такие результаты и последствия, несмотря на их непредвиденность и непреднамеренность, могут иметь большое значение в развитии общества или его отдельных сфер (подсистем). Весьма показательными в этом смысле являются результаты знаменитого хоуторнского эксперимента, осуществленного в 1924-1932 годах на предприятиях Уэстерн Электрик в Хоуторне (США) группой социологов Чикагской социологической школы под руководством профессора Элтона Мейо. Эксперимент имел целью выявить зависимость производительности труда рабочих от интенсивности освещения в производственных помещениях. Первоначальные результаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в довольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производительность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность результата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций.
Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные -температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате длительного взаимодействия своеобразный «групповой дух», воплощающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складывающихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности производственной организации как социального института.
Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) выявление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к другу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «человеческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустриальной социологии.
Следовательно,
с помощью изучения латентных функций
можно более глубоко и всесторонне представить
себе подлинную картину и многообразие
деятельности социальных институтов.
Это тем более необходимо, что не существует
в обществе такого социального института,
который бы функционировал в изоляции
от других институтов. Государство, политические
партии, религия, образование, производство
и потребление, семья - все эти и другие
социальные институты взаимосвязаны.
Скажем, система образования в решающей
степени зависит от развития системы производства,
с одной стороны, культуры - с другой, но
на успешность ее функционирования оказывает
мощное воздействие деятельность государства,
существующей в нем системы права. Поскольку
образование играет важную, причем возрастающую
роль в обществе, попытки усилить свое
влияние на институт образования осуществляют
производственные организации, научные
учреждения, политические партии, церковь.
Таким образом, изменения в одних институтах
приводят к изменениям в других.
Заключение
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие
социальных институтов осуществляется
путем возникновения новых социальных
институтов и благодаря совершенствованию
сложившихся институтов. Это означает,
что система социальных институтов, существующих
в обществе, постоянно находятся в изменении
и самообновлении.
Список использованных источников
1. Бабосов Е. М. Общая социология: [учебное пособие для студентов вузов] / Е. М. Бабосов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2002. - 640 с., стр.250-257.
2. Добреньков В. И. Социология. Социальные институты и процессы: [пособие в 3-х томах] / В. И. Добреньков. - М.: «Инфра-М»,2000.- том 3, стр. 139-142.
3. Развитие
и изменение социальных институтов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.vuzlib.net/beta3/
4. Социальные
институты, возникновение социальных
институтов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа http://www.finteoria.ru/
5. Социальные
институты [Электронный ресурс]. -
Режим доступа http://www.sociomethod.ru/859/
Информация о работе Развитие социальных институтов и их функции