Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание

В XIX веке появился ряд общечеловеческих концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Содержание

Введение..................................................................................................2-4
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский)........................................................................................4-7
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский)...............................................................................7-13
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина......................................13-16
Заключение..........................................................................................16-17
Литература...............................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 40.87 Кб (Скачать документ)

 

 

Дисциплина:          Социология

 

Контрольная работа на тему:     «Развитие социологии в России               в конце XIX – начало XX века.»

Содержание:

   Введение..................................................................................................2-4

  1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский)........................................................................................4-7
  2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский)...............................................................................7-13
  3. Социологическая теория П. А. Кропоткина......................................13-16

   Заключение..........................................................................................16-17

   Литература...............................................................................................17

 

Введение

Социология - наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.

Характерно, что социология, выступая как часть тех или  иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе  проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом  изучения отдельных наук.

Однако, с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных  его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались психология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика, и ряд других. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.

Предметом внимания и изучения социологии все более становились  фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных  и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в  историческом процессе, факторы социального  прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX веке появился ряд  общечеловеческих концепций, предлагающих то или иное решение указанных  проблем. Среди них наибольшее признание  получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.

Социологическая мысль в  России второй половины прошлого –  начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Несмотря на серьезное  экономическое и социально-политическое отставание тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а социологическая мысль в  ней начала активно функционировать  лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем уступающего  тому, что имелось на Западе в  тот период.

Российская социологическая  мысль того времени имела возможность  опираться на достижения западноевропейской социологии. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западноевропейской социологии того времени. В целом же российская социологическая  мысль представляла собой сочетание  общего и национально-особенного. Последнее  нашло свое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения.

Уже на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных направлений, нередко заложивших принципиально  различные и даже противоположные  позиции. Основными из них были:

1. географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);

2. органическое (Стронин,  Лилиенфельд);

3. субъективистское (Лавров, Михайловский);

4. психологическое (Петражицкий,  Кареев);

5. многофакторное (Ковалевский);

6. марксистское (Плеханов, Ленин).

 

1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров,                          Н. К. Михайловский).

Субъективное  направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.  Субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире.

Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай  Константинович Михайловский. Личности многосторонне одаренные и проявившие себя в различных сферах деятельности. Первый – один из основоположников народнической доктрины 60-х годов, философ, социолог. Второй – один из основоположников общественно-политической и научной публицистики, философ, социолог. Оба – духовные лидеры революционной молодежи 70-х годов XIX века. Их работы “Исторические письма”(1868-1869 гг.) П.Лаврова и “Что такое прогресс?”  Н.Михаловского сыграли роль манифестов, побудителей к активному действию для многих сотен людей, “пошедших  в народ” под их влиянием.

Центральной проблемой выступает  у них соотношение истории  и социологии. Ведь социология, опираясь на естествознание, отыскивает свои законы в истории, Только осмыслив историю, можно понять общество. Справедливо и обратное утверждение: познавая общество, мы осмысливаем историю, тем самым обозначается двойственная, противоречивая природа социологического познания.

С одной стороны, социология имеет дело с повторяющимися явлениями  и призвана раскрыть объективные  закономерности, подобно естественным наукам в целом.

С другой стороны, сам ее предмет - человек выделяет ее из собственно естествознания и сближает с историей в группу наук о человеке.

Таким образом, социология не может познавать только объективно, опираясь, во-первых, на единичные и  неповторяющиеся факты истории, а во-вторых, изучая страждущего  и наслаждающегося человека. В  социальном познании, где субъект  и объект взаимосвязаны, неразделимы  друг с другом, где человек познает  самого себя, нет знания безотносительно  к личности. Поэтому необходимо конструирования  единой науки о человеке, в которую  бы вошли социология и история  с общим им субъективным методом познания. Истина здесь должна оцениваться исходя из критериев необходимости, возможности и желательности, т.е. должна быть поставлена в неразрывную связь с понятиями справедливости и нравственного идеала.

Социология (как и история) не отделима от этики, следовательно, метод  наук о человеке может быть определен  как этико-субъективный метод (от названия метода происходит и название школы).

Выделение собственно социологических  работ у Лаврова достаточно условно  – целостность его подхода  во многом опирается на его более  ранние философские работы, обосновывающие антропологический принцип как  исходный взгляд на природу, общество и личность. Кроме того, следует  учитывать эволюцию П. Л. Лаврова  в сторону марксизма и экономизма, а Н.К. Михайловского – в сторону  социальной психологии.

Несмотря на такое многообразие акцентов, широту охвата социологической  проблематики в рамках школы сохранялся общий контекст их обсуждения и ряд  сквозных тем. Общей основой решения  социологических проблем явился общенароднический тезис о возможности особого пути развития, минуя некоторые его стадии, прежде всего капитализм, опираясь на такой институт традиционного общества, как община, и активно революционную деятельность интеллигенции и ее лидеров. Круг идей, вписывающихся, в принципе, в утопический социализм, позволил сформулировать одну из главных тем чуть ли не всей российской социологии – анализ структур традиционного общества и возможности перехода от них к другим стадиям цивилизационного развития. Известно, какое влияние оказало на К. Маркса и Ф. Энгельса в обращении к аналогичной проблематике их знакомство с работами русских народников. Здесь же можно видеть и истоки экспериментов большевиков по построению социализма в одной отдельно взятой стране со слабым уровнем развития капитализма.

Социология как наука  оказывается подчинена необходимости  реализации идеала, который Лавров и Михайловский трактовали прежде всего  как идеал социалистический. Наука  сомкнулась у них с политической идеологией. В этом слабость субъективной социологии. Ее слабость и в абстрактности  подхода к личности. Но здесь же и источник ряда сильных идей, нашедших в последующем много защитников. В частности, если сказанное обречь в современную терминологию, то можно  увидеть в построениях того же Лаврова обоснованные роли политической и интеллектуальной элит в жизни  цивилизованного общества, кроме  того, обоснование нравственного  долга интеллигенции перед народом. Рассмотрение развития человеческой индивидуальности как цели истории выводило субъективных социологов на анализ потребностей как  основу общественных дифференциаций и  как основу структурирования личности.

В фундаменте теории прогресса Лаврова и Михайловского лежали два тезиса:

признание многофакторности общественного развития;

провозглашение развития человеческой индивидуальности целью  и критерием общественных изменений.

Проблему прогресса П.Лавров определял как окончательный  вопрос социологии, без решения которого не может быть цельной и единой концепции, и как основной вопрос истории, который выявляет и определяет ее смысл.

В историю русской социологии П.Лавров и Н.Михайловский вошли  как основные представители этико-субъективной школы и авторы этико-субъективного  метода в социологии.        

 

2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский).

Позитивистское, оно же психологическое, направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г.Тардом и Г.Лебоном, немцами                    М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного  развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и  регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и  т.д. Все эти проблемы решались ими  исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей  их индивидуальной и коллективной психологии.

В своей "психологической  социологии" Де-Роберти исходил  из того, что все общественные явления  представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими  им психическими факторами, прежде всего  их желаниями, эмоциями, страстями, образом  мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что "все общественные явления  в известной мере совпадают с  явлениями собственно психическими". Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании "законов психического взаимодействия". Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

Говоря о психическом  взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так  и коллективной психики. Де-Роберти  глубоко проанализировал влияние  коллективной психики людей на поведение  и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе  семьи, племени, касты, класса, нации  и т.д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает  с социальной психологией. Индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются  во всех проявлениях их духовной и  материальной культуры, в системе  экономических, политических и других институтов функционирования общества.

Существенный вклад в  обоснование роли и значения психологических  факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н.И. Кареева  постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе  социальной психологией.

В работе "Основные направления  социологии и ее современное состояние" Н.И. Кареев указал на две основные стороны  социологии. Во-первых, социология выступает  как система взглядов "на то, что  нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу". Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены  к изучению общественных явлений.

Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая  создается социальной философией. В  то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Необходимо "пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т.е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходов и оценок".

Информация о работе Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века