Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:30, контрольная работа
В XIX веке появился ряд общечеловеческих концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.
Введение..................................................................................................2-4
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский)........................................................................................4-7
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский)...............................................................................7-13
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина......................................13-16
Заключение..........................................................................................16-17
Литература...............................................................................................17
Дисциплина: Социология
Контрольная работа на тему: «Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века.»
Содержание:
Введение......................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Социология - наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
Однако, с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались психология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика, и ряд других. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.
Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате в XIX веке появился ряд общечеловеческих концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.
Несмотря на серьезное
экономическое и социально-
Российская социологическая мысль того времени имела возможность опираться на достижения западноевропейской социологии. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западноевропейской социологии того времени. В целом же российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее нашло свое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения.
Уже на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были:
1. географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);
2. органическое (Стронин, Лилиенфельд);
3. субъективистское (Лавров, Михайловский);
4. психологическое (Петражицкий, Кареев);
5. многофакторное (Ковалевский);
6. марксистское (Плеханов, Ленин).
1. Субъективистские
социологические теории (П. Л. Лавров,
Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции. Субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире.
Ведущие теоретики субъективной
школы Петр Лаврович Лавров и Николай
Константинович Михайловский. Личности
многосторонне одаренные и
Центральной проблемой выступает у них соотношение истории и социологии. Ведь социология, опираясь на естествознание, отыскивает свои законы в истории, Только осмыслив историю, можно понять общество. Справедливо и обратное утверждение: познавая общество, мы осмысливаем историю, тем самым обозначается двойственная, противоречивая природа социологического познания.
С одной стороны, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрыть объективные закономерности, подобно естественным наукам в целом.
С другой стороны, сам ее предмет - человек выделяет ее из собственно естествознания и сближает с историей в группу наук о человеке.
Таким образом, социология не может познавать только объективно, опираясь, во-первых, на единичные и неповторяющиеся факты истории, а во-вторых, изучая страждущего и наслаждающегося человека. В социальном познании, где субъект и объект взаимосвязаны, неразделимы друг с другом, где человек познает самого себя, нет знания безотносительно к личности. Поэтому необходимо конструирования единой науки о человеке, в которую бы вошли социология и история с общим им субъективным методом познания. Истина здесь должна оцениваться исходя из критериев необходимости, возможности и желательности, т.е. должна быть поставлена в неразрывную связь с понятиями справедливости и нравственного идеала.
Социология (как и история) не отделима от этики, следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный метод (от названия метода происходит и название школы).
Выделение собственно социологических
работ у Лаврова достаточно условно
– целостность его подхода
во многом опирается на его более
ранние философские работы, обосновывающие
антропологический принцип как
исходный взгляд на природу, общество
и личность. Кроме того, следует
учитывать эволюцию П. Л. Лаврова
в сторону марксизма и
Несмотря на такое многообразие акцентов, широту охвата социологической проблематики в рамках школы сохранялся общий контекст их обсуждения и ряд сквозных тем. Общей основой решения социологических проблем явился общенароднический тезис о возможности особого пути развития, минуя некоторые его стадии, прежде всего капитализм, опираясь на такой институт традиционного общества, как община, и активно революционную деятельность интеллигенции и ее лидеров. Круг идей, вписывающихся, в принципе, в утопический социализм, позволил сформулировать одну из главных тем чуть ли не всей российской социологии – анализ структур традиционного общества и возможности перехода от них к другим стадиям цивилизационного развития. Известно, какое влияние оказало на К. Маркса и Ф. Энгельса в обращении к аналогичной проблематике их знакомство с работами русских народников. Здесь же можно видеть и истоки экспериментов большевиков по построению социализма в одной отдельно взятой стране со слабым уровнем развития капитализма.
Социология как наука
оказывается подчинена
В фундаменте теории прогресса Лаврова и Михайловского лежали два тезиса:
признание многофакторности общественного развития;
провозглашение развития человеческой индивидуальности целью и критерием общественных изменений.
Проблему прогресса П.Лавров определял как окончательный вопрос социологии, без решения которого не может быть цельной и единой концепции, и как основной вопрос истории, который выявляет и определяет ее смысл.
В историю русской социологии
П.Лавров и Н.Михайловский вошли
как основные представители этико-
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский).
Позитивистское, оно же психологическое, направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г.Тардом и Г.Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.
Главные труды Е.В. Де-Роберти
(1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались
фундаментальных проблем
В своей "психологической социологии" Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что "все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими". Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании "законов психического взаимодействия". Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.
Говоря о психическом
взаимодействии людей, Де-Роберти указывал
на значение как индивидуальной, так
и коллективной психики. Де-Роберти
глубоко проанализировал
Существенный вклад в
обоснование роли и значения психологических
факторов в развитии общества внес
Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти,
теоретическая социология Н.И. Кареева
постоянно соединяется с
В работе "Основные направления социологии и ее современное состояние" Н.И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов "на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу". Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.
Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Необходимо "пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т.е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходов и оценок".
Информация о работе Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века