Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:21, доклад
Культурной речевая коммуникация признается в том случае, если субъект речи отождествляет себя с содержанием передаваемой информации, несет ответственность за свои слова; если цель говорящего соответствует общему благу, способствует развитию общества, процветанию организации и совпадает с собственными целями и установками.
Речевая коммуникация - частная научная отрасль, непосредственно связанная с теорией коммуникации, с языкознанием, культурологией. Она изучает межличностное общение, процессы, при котором смысл создается с помощью знаков естественного национального языка.
Культурной речевая коммуникация признается в том случае, если субъект речи отождествляет себя с содержанием передаваемой информации, несет ответственность за свои слова; если цель говорящего соответствует общему благу, способствует развитию общества, процветанию организации и совпадает с собственными целями и установками.
Культура речевой коммуникации – емкое понятие. Ее содержание представлено целым рядом аспектов - лингвистическим, социологическим, психологическим, этическим, когнитивным.
Социологический аспект предусматривает связь языка и общества. Само общение рассматривается как витальная , жизненно-необходимая потребность. Человек с античных времен рассматривается не только как существо разумное , не только как существо говорящее, но и как существо социальное, общающееся (. Все социальные свойства человека, особенности развития общества накладывают свой отпечаток на процессы речевой коммуникации. В силу этого речевое действие, процесс общения необходимо изучать с учетом целого ряда обстоятельств.
Во-первых, необходимо принимать во внимание ситуацию, в которой оказывается говорящий.
Во-вторых, участники общения
вынуждены следовать тем
В-третьих, устанавливая контакт в ходе диалога, мы сталкиваемся с целым рядом социальный особенностей собеседника, которые откладывают отпечаток на характер его речи и влияют на ход диалога в целом.
В зависимости от перечисленных обстоятельств в обществе складываются социальные поведенческие стереотипы, которые помогают организовать речевую коммуникацию эффективно. Если участник общения знаком с содержанием и характером своей роли, если он выполняет правила ролевой коммуникации, общение складывается успешно. В противном случае собеседники сталкиваются с различными трудностями в процессе диалога, такое общение часто завершается неудачей, квалифицируется как проблемное.
Психологический аспект предполагает учет психологических особенностей говорящего и его собеседника. Личность представляет собой уникальную сущность благодаря неповторимому сочетанию темперамента, черт характера, особенностей эмоциональной сферы и других психологических проявлений. Многие из этих особенностей оказывают значительное влияние на речевую деятельность.
Доминирующий способ восприятия информации во многом определяет характер и результативность речевой коммуникации. Известно, что «зрителю» необходимо видеть передаваемую информацию – лицо собеседника, текст документа, а «слушатель» предпочитает звучащий текс.
Темперамент влияет
на интенсивность речевого
Биоритм человека определяет
эффективность речевой
Психологические особенности необходимо учитывать для того, чтобы помочь реализовать личностные особенности с позиций их полезности.
Этический аспект изучает трудные случаи человеческого взаимодействия и вырабатывает способы и методы решения проблемных ситуаций. Этические технологии основываются на универсальных нормах успешного речевого взаимодействия.
Когнитивный аспект предполагает изучение механизмов высшей нервной деятельности, обеспечивающих
протекание всех форм речевой деятельности. Когнитивный аспект речевой коммуникации использует последние достижения новых научных отраслей – когнитивной лингвистики и когнитивной психологии.
Лингвистический аспект предполагает формирование языковой личности субъекта речевой коммуникации. Языковая личность предполагает такого говорящего, который обладает комплексом способностей и свойств, позволяющих ему эффективно осуществлять все виды речевой деятельности – говорить, воспринимать речь, общаться, извлекать информацию из текстов, создавать речевые произведения. Языковая личность начинается с формирования лингвистической компетенции, то есть приобретения необходимых знаний языковой грамматики, знаний норм литературного языка и знаний литературных традиций. Другими обязательным компонентом языковой личности является его коммуникативная культура.
Современный специалист – это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимоотношения с общественностью, с отдельными людьми, что в совокупности представляет собой высокую культуру коммуникативной деятельности.
Общение выполняет ряд функций.
1. Коммуникативная функция. Она заключается в обмене информацией между участниками. Под информацией здесь понимается не только языковой текст, который передается с помощью реплик участников диалога. Жесты собеседника, мимические движения лица, предметы окружающей обстановки и т. п. – все это несет информацию, а иногда становится важнейшей деталью сообщения. Например, если вы обсуждаете с коллегой проблемную производственную ситуацию, требующую принятия незамедлительных мер, и замечаете замедленную речь, блуждающий взгляд собеседника, то эти признаки поведения, несмотря на деловое содержание его высказываний, подсказывают нам, что собеседник либо не заинтересован в решительных действиях, либо неважно себя чувствует.
2. Интерактивная функция реализуется в организации взаимодействия между индивидами. Общение предполагает не только обмен информацией, но и обмен действиями, которые являются следствием межличностной коммуникации. Так, обращение руководителя к подчиненному обычно завершается определенными действиями последнего для выполнения производственного поручения.
3. Перцептивная функция общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установление на этой почве взаимопонимания. Перцептивная функция предполагает эмоциональный отклик на обращение, обмен состояниями. Например, знакомясь с новым сотрудником, мы пытаемся угадать: что это за человек, как будут складываться наши неформальные отношения, сможем ли мы понимать друг друга и т. д.